Председатель комитета Почетных членов ИППО Святейший Патриарх Кирилл посетил в московском Манеже выставку народного художника России, действительного члена Общества Василия Нестеренко «Мы — русские, с нами Бог!»
Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали В.И. Нестеренко, председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе ФС РФ, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Л.Э. Слуцкий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, генеральный директор Музейно-выставочного объединения «Манеж» И.И. Демидов.
Осмотр выставки начался с картин, созданных по итогам творческой поездки художника в города Луганской Народной Республики — Луганск, Новоахтырку и Северодонецк. Святейшему Патриарху Кириллу были представлены картина «Защитники Новороссии» и полотна, посвященные Специальной военной операции.
Далее Святейший Владыка ознакомился с работами художника, повествующими о недавних событиях в Сирии, где Вооруженные силы Российской Федерации предотвратили распространение международного терроризма на территории этой страны. К картинам этого периода относятся триптих «Сирийская земля» и многофигурное полотно «Письмо недругам России».
Затем Предстоятелю Русской Церкви была продемонстрирована картина «Распятие», созданная художником в 1999 году. Полотно посвящено трагедии в Сербии, подвергнувшейся в то время бомбардировкам странами НАТО.
Центральная часть выставки иллюстрирует события русской истории. Святейший Патриарх Кирилл останавливался у картин «Избавление от Смуты», «Клятва князя Пожарского», «Молитва Сусанина», «Москва встречает героев Полтавы», «Триумф Российского флота». Некоторые из этих картин воспроизведены в мозаике. Так, мозаика на основе картины «Триумф Российского флота» находится близ Морского собора на Якорной площади в Кронштадте, а мозаика «Клятва князя Пожарского» установлена в Ярославском кремле и является достопримечательностью города. Войне 1812 года посвящено монументальное полотно «Гибель нашествия».
В следующем зале Предстоятель Русской Церкви осмотрел картину «Отстоим Севастополь!», ставшую одним из символов движения жителей Крыма к воссоединению с Россией. Святейший Патриарх заинтересовался пятиметровым холстом «Открытие Антарктиды». Картина посвящена подвигу русских военных моряков, в течение двух лет сражавшихся с бурями и ледовыми полями в Южных морях и открывших пятый континент.
Исторические полотна «Мы русские — с нами Бог!» и «Заступница земли Русской» воскрешают образы и события Первой Мировой войны: знаменитую «атаку мертвецов», явление Богородицы русским солдатам в августе 1914 года.
Теме Великой Отечественной войны посвящен триптих «Эхо прошедшей войны», включающий ставшую известной работу «Непокоренный», изображающую ветерана морской пехоты Ю.А. Фомичева.
Отдельный зал посвящен картинам из залов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла включенным в экспозицию выставки на период ее проведения. Это «Тайная вечеря», «Брак в Кане Галилейской», «Чудесное умножение хлебов», «Чудесный улов», «Христос и самарянка», а также «Возрождение Патриаршества».
В конце выставочного зала расположена копия мозаики Божией Матери из Патриаршего собора в честь Воскресения Христова — главного храма Вооруженных сил Российской Федерации, воспроизведенная в натуральную величину. У этого произведения В.И. Нестеренко передал в дар Его Святейшеству картину «Рассвет на Горе Синай», написанную в 2023 году. Здесь же состоялось краткое общение Святейшего Патриарха Кирилла с семьей художника.
В этой же части экспозиции представлены гигантские копии росписей из Храма Христа Спасителя «Крещение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим», а также копии в натуральную величину росписей из храма великомученика Пантелеимона на Афоне, Успенского собора в Дмитрове и других храмов.
Затем Святейший Патриарх Кирилл осмотрел ряд портретных изображений, в том числе портреты Сергея Александровича Романова и преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, созданные для Сергиевского подворья Императорского православного палестинского общества в Иерусалиме.
Предстоятель Русской Церкви также остановился у портрета короля Бахрейна на белом арабском скакуне. Было отмечено, что в столице Бахрейна г. Манаме планируется возведение русского православного храма.
В завершение Святейший Владыка осмотрел цикл картин, написанных на Святой Горе Афон, а также экспозиции «Рубежи России», созданные по итогам путешествий в Сибирь, на Дальний Восток и Крайний Север.
Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил художника за экскурсию и рассказ о своем творчестве. В благословение на дальнейшие труды Предстоятель вручил В.И. Нестеренко икону равноапостольного князя Владимира и Евангелие.
***
Творческая биография В.И. Нестеренко*
1967 — родился в Павлограде, УССР.
1980 — поступил в Московскую среднюю художественную школу при Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова на отделение живописи.
1985 — окончил Московскую среднюю художественную школу с золотой медалью и поступил в Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова на факультет живописи.
1990 — персональная выставка в Токио.
1991-1992 — стажировка по линии Министерства культуры РФ в художественном институте ПРАТТ в Нью-Йорке.
1991-1996 — персональные и групповые выставки в музеях и галереях Нью-Йорка, Сан-Диего, Санта Фе, Сан-Франциско, Денвера и др. городах США.
1994 — окончил Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова с красным дипломом. Дипломная картина «Триумф Российского флота» (Центральный музей Вооруженных Сил России).
1996 — персональная выставка в залах Российской академии художеств.
1999 — персональная выставка в МГВЗ «Новый Манеж»; работа над росписями кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве; указом Президента РФ Б.Н. Ельцина присвоено почетное звание Заслуженный художник Российской Федерации.
1999-2016 — персональные выставки в государственных музеях и галереях Москвы, Орла, Белгорода, Липецка, Брянска, Рязани, Дмитрова, Калуги, Ярославля, Нижнего Новгорода, Казани, Петрозаводска, Оренбурга, Тюмени, Севастополя и др., а также в музеях городов ближнего зарубежья — Киева, Минска, Витебска.
2000 — работа над художественным убранством Тронного зала Иерусалимской Патриархии.
2001 — избран членом-корреспондентом Российской академии художеств; награжден орденом Сергия Радонежского II степени за росписи кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве.
2001-2002 — работа над картинами Евангельского цикла для Трапезных палат кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве.
2002 — персональная выставка в музее Фамагуста Гейтс, Никосия.
2002-2004 — работа над росписями Успенского кафедрального собора в Дмитрове; работа над росписями Успенского храма в Домнино, родовом имении Романовых.
2004 — персональная выставка «О, Русская земля!», ЦВЗ «Манеж»; выставка произведений в музее Фестунсграбен, Берлин; указом Президента РФ В.В. Путина присвоено почетное звание Народный художник Российской Федерации.
2005 — презентация картины «Отстоим Севастополь!» в Государственном историческом музее; персональная выставка в залах Российской академии художеств; избран членом Наблюдательного Совета при Главном Управлении воспитательной работы МО РФ, член комиссии по присуждению премий в области литературы и искусства ФСБ РФ, членом комиссии по присуждению премий в области литературы и искусства в Центральном федеральном округе.
2006 — персональная выставка в МГВЗ «Новый Манеж»; избран действительным членом Российской академии художеств.
2008 — избран членом Президиума Российской академии художеств; работа над серией картин для Таврического зала Большого дворца в Царицыно; работа над картинами для Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве.
2008-2012 — член Комиссии при Президенте РФ по государственным наградам.
2009 — начало работы над циклом «Рубежи».
2009-2010 — работа над портретами лидеров Латинской Америки: Уго Чавеса, Фиделя Кастро, Рауля Кастро, Даниэля Ортеги.
2010 — персональная выставка «Россия — связь времен», ЦВЗ «Манеж»; персональные выставки в Посольстве РФ и в Российском культурном центре в Париже.
2011 — избран членом Патриаршего совета по культуре.
2012 — персональная выставка «Далекие рубежи» в залах Российской академии художеств; создание картины «Возрождение Патриаршества» для Зала Высшего Церковного Совета в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве; презентация картины «Избавление от Смуты» в рамках Патриаршей выставки в ЦВЗ «Манеж»; презентация картины «Гибель нашествия» в Музее Храма Христа Спасителя.
2013 — экспонирование картины «Избавление от Смуты» в Андреевском зале Большого Кремлевского дворца; персональная выставка в Пекинском национальном художественном музее. Презентация портрета Ден Сяопина в музее г. Гоань, КНР.
2014 — избран членом Центрального Совета Российского военно-исторического общества; презентация портретов М.Ю. Лермонтова и Ф. Купера в Библиотеке Конгресса США, Вашингтон.
2015 — художественный руководитель выставочного проекта РВИО «Помни... Мир спас советский солдат!» (совместно с С.А. Щербаковым), МГВЗ «Новый Манеж»; персональная выставка «Свет Христов просвещает всех», Музеи Ватикана.
2015-2016 — работа над росписями храма великомученика и целителя Пантелеимона в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне.
2016 — выставка «Русский Афон» в залах Российской академии художеств.
2017 — юбилейная персональная выставка «Наша слава — Русская Держава!», ЦВЗ «Манеж»; юбилейная персональная выставка в Петербургском «Манеже». Работа над серией картин по результатам творческой поездки в Сирию.
2018 — установка памятника-стелы «Триумф Российского флота» в Кронштадте.
2018-2020 — работы над мозаичным убранством главного храма Вооруженных сил России
2022 — персональная выставка «О России с любовью!» в Российской академии художеств; персональная выставка в музее «Петропавловская крепость», Санкт-Петербург.
2023 — работа над серией картин по результатам творческой поездки в зону СВО; персональная выставка «Мы — русские, с нами Бог!» в ЦВЗ «Манеж».
***
Народный художник России, действительный член Российской академии художеств Василий Игоревич Нестеренко принадлежит к числу выдающихся деятелей современного российского искусства. Его творчество талантливо и многогранно. Ему одинаково доступны многофигурные исторические полотна и тематические натюрморты, многометровые росписи и небольшие акварели, психологические портреты и лирические пейзажи. В каком бы жанре ни работал В.И. Нестеренко, созданные им произведения становятся вкладом в отечественное искусство, имеют большое духовное содержание и совершенную художественную форму.
Прежде всего Василий Нестеренко является мастером больших сюжетно-тематических картин, посвященных узловым моментам истории России. Это такие картины как «Клятва князя Пожарского», «Молитва Сусанина» и «Избавление от Смуты», показывающие победу русского ополчения во главе с Мининым и Пожарским над польскими захватчиками, «Триумф Российского флота» и «Москва встречает героев Полтавы», посвященные деяниям Петра I, «Триумф Екатерины», отражающая реформы Екатерины II, «Отстоим Севастополь!», посвященная защитникам города в Крымской войне 1853-1856 годов, «Гибель нашествия», показывающая разгром войск Наполеона в 1812 году, «Мы — русские, с нами Бог!», рассказывающая о героической «атаке мертвецов» во время обороны крепости Осовец в 1915 году, а также цикл картин, посвященных Великой Отечественной войне 1941-1945 годов: «Эхо прошедшей войны», «Непокоренный», «Сестра милосердия» и другие. К этим произведениям примыкают полотна, созданные во время творческой поездки в Сирию, где художник своими глазами увидел современную российскую армию в боевых условиях, препятствующую распространению мирового терроризма.
Исторические картины В.И. Нестеренко образуют серию под названием «Россия — связь времен», и они знаменательны во многих отношениях. В последние десятилетия сюжетно-тематические произведения почти исчезли с выставок. Преобладают портреты, пейзажи, натюрморты. Между тем исторические картины составляют основной корпус и главную традицию отечественной живописи XVIII-XX веков. Исчезновение сюжетных картин свидетельствует об измельчании тематики, отсутствии больших художественных идей. Творчество Василия Нестеренко в этом отношении ломает упадочные тенденции, утверждает возрождение данного жанра, развитие традиций на новом уровне.
Картины В.И. Нестеренко в этом жанре продолжают традицию реалистической русской живописи. Каждая из них изображает какое-либо живое действие, развивающееся событие. При этом все персонажи картины по-своему участвуют в этом действии, обладают своим особым характером, и все они по-разному реагируют на происходящее. Благодаря этому картины приобретают сложную, но очень продуманную и ясно читаемую композицию. В них нет ничего лишнего, а композиция организована так, что каждый участник события занимает должное место, один не заслоняет другого, и потому получается целостное действие, где каждая деталь подчинена целому. Некоторые художники пишут картины, отличающиеся статикой изображения. Создать картину полную движения, где действующие лица изображены в разных ракурсах, гораздо труднее. В.И. Нестеренко это блестяще удается, что свидетельствует о его незаурядном профессиональном мастерстве. Оно проявляется и в красочном колорите, внимательно продуманном и всегда тонко сгармонированном. Неся большое идейное, патриотическое содержание, исторические картины В.И. Нестеренко вместе с тем совершенны по своей художественной форме и потому всегда производят большое впечатление на зрителей. Они не только впечатляют значительностью изображенных на них событий, но и побуждают к размышлениям, которые рождаются при их созерцании и связаны с углублением в историю, в осознание ее сложности и противоречий, величия исторических героев, могущества властителей России и привлекательности простых людей.
Название исторической серии «Россия — связь времен» неслучайно. Картины вызывают ассоциации с настоящим временем, с непрерывностью истории, ведущей к современности, с актуальными волнениями сегодняшних дней. Исторические картины В.И. Нестеренко, будучи всегда содержательны, также всегда красивы. Их красота создается не только логичной и ясной композицией, вытекающей из сути сюжета, но и колоритом, обычно мягким и гармоничным. Работы мастера можно назвать поэтической живописью.
Другая область, где Василий Нестеренко сделал значительный вклад в искусство, — произведения духовного, религиозного содержания. Художник участвовал в воссоздании внутреннего убранства Храма Христа Спасителя в Москве. Он явился автором монументальных росписей «Крещение Господне», «Вход Господень во Иерусалим», «Воскресение Христово», «Евангелист Матфей», а также ряда икон и росписей трапезных палат храма. Кроме того, В.И. Нестеренко осуществил росписи других соборов — в Москве, Дмитрове, Костроме и в Иерусалиме.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла он создал полотно «Возрождение Патриаршества» для зала Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Его работы также помещены в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на горе Афон. К празднованию тысячелетия русского монашества на Афоне в 2016 году под руководством Василия Нестеренко были завершены росписи храма св. великомученика и целителя Пантелеимона. Художник лично выполнил более 20 монументальных росписей, включая десятиметровый купол. Возможно, наиболее значимой церковной работой В.И. Нестеренко стало создание внутреннего убранства главного храма Вооруженных сил Российской Федерации в подмосковном парке «Патриот». По проекту художника появились практически все мозаики храма. Спас Нерукотворный в куполе, например, стал самым большим изображением лика Христа в мировом искусстве. Многие мозаики посвящены святым покровителям русского воинства и чудесному заступничеству небесных сил в разные периоды нашей истории, начиная от крещения Руси при святом равноапостольном князе Владимире и заканчивая временем Великой Отечественной войны и конфликтами наших дней.
В росписях и картинах на религиозные темы Василий Нестеренко избегает стилизации под древнюю русскую живопись и следует традиции духовных изображений, сложившейся в русском реалистическом искусстве второй половины XIX века: в творчестве Крамского и Ге, Васнецова и Поленова, Верещагина и Нестерова. Его святые и духовные лица изображены как живые люди, участвующие в реальных событиях. Этим они как бы приближены к современному зрителю. Евангельские сцены становятся живыми, а их участники обладают возвышенным духовным миром, благородством и красотой облика. Они несут добро, и зрители глубоко проникаются духовным содержанием произведений. Мягкий и светлый колорит этих работ созвучен благородству их внутреннего содержания.
Светские портреты, созданные художником, в чем-то близки его духовным произведениям. «Портрет мамы», «Алена», «Русская Мадонна», «Предчувствие любви», «Девичьи мечты», портреты актеров в ролях (Владимира Маторина в роли Бориса Годунова, Василия Ланового в роли Бернарда Шоу), триптих «Эхо прошедшей войны», портреты выдающихся современников — ученых, военачальников, деятелей культуры, образы духовных лиц — все они проникнуты благородством, красивы внешне, и эта красота их облика становится символом богатства и красоты духовного мира.
Большое место в творчестве В.И. Нестеренко занимает пейзаж. Он писал природу среднерусской полосы, создал серию «Времена года», его эпические пейзажные произведения, посвященные природе Сибири, Дальнего Востока и Арктики объединены в цикл под названием «Рубежи». Порою в его пейзажах присутствуют церковные сооружения, гармонично вписывающиеся в природу. Но и там, где их нет, пейзажи красивы, монументальны и складываются в обобщенный образ родной страны.
Многие пейзажные работы Василия Нестеренко являются новаторскими с точки зрения композиции. Пытаясь преодолеть ограничения картинной плоскости, он стремится показать глубину пространства. Используя смелые композиционные приемы и необычные ракурсы, художник как бы переносит зрителя на изображаемое место, помогает ощутить необъятность и величие природы. С наибольшей силой его творческие поиски воплощены в сибирско-дальневосточной серии, в таких картинах как «Саяны», «Стражи Сахалина», «На дальних рубежах», «Дремлющий исполин», «Алтай», «Сердце Якутии», «Здравствуй, Камчатка!».
Не прошел художник в своем творчестве и мимо жанра натюрморта. Его работы этого плана как бы делятся на две категории: жанровые натюрморты и исторические натюрморты. Если цветы пишут почти все живописцы, то произведения В.И. Нестеренко в жанре исторического натюрморта во многом уникальны. Исторические натюрморты примыкают к его историческим картинам. Изображенные на них предметы относятся к тем же временам и событиям, что запечатлены в исторических картинах. Они напоминают об эпизодах истории и потому органически включаются в серию произведений «Россия — связь времен». Можно сказать, что художник открыл новую разновидность этого жанра — исторический натюрморт.
Обширная творческая работа Народного художника России, действительного члена Российской академии художеств В.И. Нестеренко дополняется его общественной и просветительской деятельностью. Он принимает участие в работе президиума академии художеств, читает лекции, организует свои выставки во многих городах России и за рубежом. Среди выставочных проектов Василия Нестеренко наиболее значимыми стали три персональные выставки, проходившие в 2004, 2010 и 2017 годах в крупнейшем выставочном зале Москвы — в Большом Манеже, две персональные выставки в Санкт-Петербурге и юбилейная персональная выставка «О России с любовью!» в выставочных залах Российской академии художеств. Эти выставки дали возможность широкому кругу зрителей наиболее полно познакомиться с произведениями художника.
Все творчество Василия Нестеренко в целом несет людям добро и красоту, облагораживает их внутренний мир. Художник сделал значительный вклад в современную российскую художественную культуру. Его произведения приобретают все большую популярность, становятся неотъемлемой частью художественной жизни страны.
* Справочные и биографические материалы предоставлены организаторами выставки В.И. Нестеренко «Мы — русские, с нами Бог!».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Источник: patriarchia.ru
Источник фото: foto.