Утрата. Совет ИППО и Санкт-Петербургское отделение Общества с прискорбием сообщают о кончине известного отечественного византиниста, действительного члена Общества Веры Николаевны Залесской
До последних дней она продолжала научную работу, оставаясь сотрудником музея, которому отдала 62 года своей жизни.
Вера Николаевна родилась 17 сентября 1938 г. в городе Моршанске Тамбовской области – на родине её матери, Веры Вацлавны, врача по специальности. Отец – Николай Николаевич Залесский был историком-античником, доцентом Ленинградского университета. Закончив в 1956 г. школу в Ленинграде, Вера Николаевна поступила на Исторический факультет Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова (ЛГУ), где преподавал её отец. В.Н. Залесская с отличием окончила университет и получила «путевку Министерства культуры СССР» на работу в Государственный Эрмитаж в качестве экскурсовода. Во время учебы в университете в течение 4-х археологических сезонов, она участвовала в работе Галицко-Волынской архитектурно-археологической экспедиции ЛГУ под руководством профессора М.К. Каргера. Благодаря этому, она получила фундаментальные знания по археологии Средневековья. 5 августа 1961 г. В.Н. Залесская была зачислена внештатным экскурсоводом в Экскурсионный отдел музея. А уже 15 ноября 1962 г. она поступила в очную аспирантуру в Отдел Востока Эрмитажа по специализации «История Византии». Научным руководителем В.Н. Залесской была А.В. Банк, хранитель византийской коллекции. Совместно ими была определена тема диссертации: «Сирийский художественный металл византийского времени и его историческое значение». Выбор был не случаен, поскольку в фондах музея хранится большое количество бронзовых крестов-энколпионов и церковной утвари ближневосточного происхождения, которые в значительной части тогда не были введены в научный оборот. Именно этому материалу были посвящены первые публикации В.Н. Залесской. Научная обработка требовала серьезных усилий, поскольку в основном это были массовые типовые произведения, которые в большом количестве находили во время археологических раскопок по всему Средиземноморью и в Восточной Европе.
Вместе с тем, специальных исследований и каталогов собраний таких памятников было необычайно мало. Однако В.Н. Залесская весьма успешно занялась анализом эрмитажного материала, основываясь на работах дореволюционных корифеев русского византиноведения: Н.П. Кондакова, Д.В. Айналова, Я.И. Смирнова и, конечно, на исследованиях Г.Ф. Корзухиной и А.В. Банк. В 1965 г. учеба в аспирантуре Эрмитажа была завершена, и В.Н. Залесская 18 мая была переведена в Отдел Востока на должность научного сотрудника. Научных журналов для публикаций по византийской тематике было в те времена немного: «Византийский временник», «Палестинский сборник», а также материалы Всесоюзных научных конференций византинистов. Однако для представления статьи нужно было пройти строгую и взыскательную экспертизу коллег Отдела Востока. Вере Николаевне удалось пройти все «процедуры», и из печати вышли её исследования о крестах-складнях, о вотивной руке, о других предметах так называемого сиро-палестинского круга. Естественно, что в этот период она стала членом Российского Палестинского Общества при АН СССР и принимала весьма активное участие в его работе в Ленинграде. В 1970 г. в ЛГУ она успешно защитила диссертацию на тему «Сирийский художественный металл византийского времени и его историческое значение. (Вопрос о роли Сирии в прикладном искусстве Византии)». Полный текст диссертации остался в машинописи и не был опубликован, но послужил толчком для продолжения исследований сирийского художественного металла в 1970-1980-е гг.
Впоследствии В.Н. Залесская вновь вернулась к сиро-палестинскому металлу, во многом благодаря активной выставочной политике Эрмитажа в 1990-2000-е гг. Наконец, в 2021 г. увидел свет, изданный Эрмитажем, научный каталог В.Н. Залесской «Памятники византийского художественного металла IX-XV веков». В нем была опубликована большая часть тех бронзовых крестов и церковных предметов, с которых Вера Николаевна начинала свою научную карьеру. В 1961 г. В.Н. Залесская переступила порог Государственного Эрмитажа, и до последних дней она оставалась действующим сотрудником музея. В её трудовой книжке только одно место работы: Эрмитаж. С 1965 г. она была научным сотрудником Сектора Византии и Ближнего Востока; после кончины А.В. Банк в 1984 г., она стала основным хранителем собрания Византийского прикладного искусства и археологического материала; некоторое время занимала пост Заведующей Сектором. В 1997 г. она опубликовала в Эрмитаже небольшую монографию «Прикладное искусство Византии IV-XII веков» (59 страниц и 41 иллюстрация), которую она в 1998 г. защитила в качестве диссертации для присуждения ученой степени доктора исторических наук на Историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. С 1970-х гг. В.Н. Залесская принимала участие в качестве докладчика в Международных конгрессах византинистов.
В 1991-2023 гг. Эрмитаж регулярно выпускал к Византийским конгрессам сборники научных трудов, в которых В.Н. Залесская была научным редактором и соредактором. В этом, несомненно, была большая заслуга Веры Николаевны. Следует отметить регулярные (раз в два года) научные конференции, посвященные памяти А.В. Банк, которые проводились при самом активном её участии. Она была автором многочисленных статей по культуре и искусству Византии, опубликованных как в российских научных журналах, в том числе Палестинском Сборнике, так и в зарубежных. В.Н. Залесская принимала активное участие в различных выставочных проектах. И, конечно, нельзя не отметить выпуск трёх томов каталогов Византийского собрания Эрмитажа: «Памятники византийского прикладного искусства IV-VII веков» (СПб., 2006), «Памятники византийского прикладного искусства: Византийская керамика IX-XV веков» (СПб., 2011) и «Памятники византийского художественного металла IX-XV веков» (СПб., 2021).
К Вере Николаевне постоянно обращались многие специалисты за помощью и консультациями, или «просто поговорить» коллеги из разных учреждений. Без преувеличения можно сказать, что она была тем «мостиком», который связывал поколения, «мостиком», который передавал этические ценности научной интеллигенции Ленинграда и Санкт-Петербурга. Она была представителем той высокой культуры научной преданности делу и ответственности, которые она получила от своих родителей и старших коллег по Эрмитажу, и которые завещала нам.
Вечная память!
С.В. Степашин, М.Б. Пиотровский, М.В. Бибиков, М.Л. Богданов, Г.В. Веренич, С.П. Карпов, С.Ю. Житенёв, К.А. Вах, Р.Б. Бутова, Е.А. Резван, Е.К. Пиотровская, Ю.А. Пятницкий, М.В. Рождественская, Е.Н. Мещерская.