Выезды на богомолье в русской живописи

Оперный артист и беллетрист П.И. Богатырев (1949-1908) в своих воспоминаниях, описывая богомольцев, шедших в Троице-Сергиеву лавру, дает некую их классификацию, опираясь на наблюдения жителей придорожных сел, которые делили всех на три класса: первый - это "черный" народ, который шел, начиная от Святой до Троицына дня, если Пасха бывала из поздних, вообще с апреля по 15 июня, когда посевы уже кончились, и в деревенской работе являлся перерыв.

Другой класс - это "красный", то есть торговый, городской люд, этот шел в Петровский пост, перед Макарьевской ярмаркой. И третий класс - "белый" народ, то есть "господа". Эти двигались уже в Успенский пост, благодарить за урожай.

В этой подборке приведены картины русских художников, изображающие царские богомолья, княжеские и городского люда, т.е. "красные" и "белые" богомолья. Царские богомольные поезда растягивались на много верст, ведь с ними ехали вельможи, слуги и привычная челядь. Обычно они совершались в повозках, но небольшую часть пути vip-богомольцы могли пройти пешком, чисто символически.


Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче.
Шварц Вячеслав Григорьевич.1868 г. Холст, масло. 57x79,3.
Государственная Третьяковская галерея

***


Поезд Московской царицы, возвращающейся в Кремль с богомолья.
Сафонов А.П. Иллюстрация для журнала "Нива", гравировал Флюгель

***


Приезд Петра в Троице-Сергиеву обитель 8 августа 1689 года.
Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916). Гравюра. 1893 г.
Иллюстрации к книге "История царствования императора Петра Великого"


Царевна Софья получает у Троицы письмо Василия Голицына.
Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916). 1890 г.

Сюжет заимствован из романической истории любви царевны-правительницы Софьи (родной сестры Петра Великого) с её ближним боярином, знаменитым князем Василием Голицыным. Князь отправился в поход против Крымцев — и всякая весть о нем дорога. Царевна, тоскуя и сокрушаясь о любимом человеке, мучимая неизвестностью, решилась идти на богомолье в Троицкую обитель. Вот она, сопровождаемая только одной боярыней и одной постельницей, при небольшой охран­ной страже из стрельцов, — уже приближается к Святым воротам обители, а ей навстречу, с низким поклоном, подходит нарочный, послан­ный с письмом от её любимца. Царевна, от радости, теряет всякое самообладание и спешит поскорее прочесть дорогие строки... Она передает свой дорожный посох боярыне и на ходу читает письмо князя Василия, писанное мудреной, только ей ведомой «цифирью» — в это время гонец, привезший письмо, почтительно сторонится, уступая ей путь к воротам оби­тели, около которых стоят его кони и свита и сидят живописные группы калек-перехожих, распевающих свои духовные стихи artefakt.in.ua

***


Поход Московского государя пешком на богомолье в XVII веке.
Михаил Васильевич Нестеров. Иллюстрация в журнале "Нива", гравировал Ю. Шюблер

***


Боярский возок (Царское богомолье зимой).
Иванов Сергей Васильевич. 1908. Бумага, масло, 65x82.
Инв. № Ж-829
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

***


Приезд боярина в монастырь.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. 1912 г.
Государственный Русский музей

***


Царский выезд к Пасхальной заутрене.
Пирогов Н.В. Иллюстрация для журнала "Нива"


К Троице-Сергию.
Перов Василий Григорьевич. 1870 г. Дерево, масло. 25х19,7.
Государственная Третьяковская галерея, Москва 




Путешествие квартального с семейством на богомолье.
Перов Василий Григорьевич. Эскиз. 1868 г. Холст, масло. 18,9х32,2.
Государственная Третьяковская галерея, Москва 


Троицкая лавра зимой.
Юон Константин Федорович. 1910 г. Холст, масло. 125x198.
Государственный Русский музей


К Троице.
Юон Константин Федорович. 1903. Холст, масло. 53х107.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

На переднем плане картине представлена вереница саней везущих богомольцев в Троице-Сергиеву Лавру. Вид на монастырь открывается с высокого холма. Для достижения панорамного эффекта Юон избирает вытянутый по горизонтали формат холста. Повторением мотива движения саней, достигается ощущение непрерывности движения, объединяющего различные пространственные планы. Юон создает своеобразную живописную манеру, творчески перерабатывая импрессионистические приемы. Он достигает декоративного единства живописной поверхности, построенной на сочетании обобщенных силуэтных цветовых пятен, без подробной детализации. На землисто-охристом и белом фоне концентрируются сочные красные и синие. На дальнем плане располагаются цвета более разреженные розовые и бирюзовые. В результате рождается самобытный умеренный вариант импрессионизма, обогащенный приемами прикладного искусства под влиянием неорусского стиля. ГТГ


К Троице.
Юон Константин Федорович. 1903 г. Холст, масло. 44х89.
Барнаул


К Троице.
Юон Константин Федорович. 1903 г. 


К Троице.
Юон Константин Федорович. 1903 г.

К.Юон. Отъезд из Троицы
Отъезд из Троицы.
Юон Константин Федорович. 1910  г. Бумага, акварель. 31,5х47.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


На богомолье в обитель.
Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. Иллюстрация в журнале "Нива". 1892 г.

Поделиться: