Сегодня - великий праздник Святой Троицы!
В этот день храмы убирают срезанными молодыми березками и свежескошенной травой, которой выстилают весь пол. На юге принято приносить с собой в храм охапки мяты, чабреца и других духмяных трав - все тонет в ароматах цветущего лета, даря ощущение уюта и тепла. Даже праздничные облачения священников зеленые с золотом.
В этот день православные христиане ждут схождения Духа Святого. Зелень, которой выстланы полы храмов, цветы, которые прихожане держат в руках, и березки, которыми убраны вход в храм и иконы — это знак жизни. Верующие считают, что оживляется все вокруг только Духом Святым, который пронизывает людей, природу и весь мир.
Что же празднует в этот день православная церковь? Считается, что в этот день Дух Святой осенил апостолов. Согласно Библии, он сошел на них в виде языков пламени и апостолы почувствовали в себе силы идти и проповедовать по всей Земле учение Христа, как велел им он в день своего вознесения на небеса. Всего десять дней отделяют эти два события. Но между ними огромная пропасть!
В этот день апостолы вместе с Божьей Матерью и учениками Христовыми собрались, чтобы отпраздновать праздник Пятидесятницы. И вот сделался шум с небес, как если бы был сильный ветер, и явились огненные языки и почили по одному на каждом из них.
Рассказал об этом евангелист Лука в начале его книги «Деяния святых апостолов»: «В день Пятидесятницы на апостолов сошли огненные языки, и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух Святой давал им провещевать» (Деян. 2:4).
В Иерусалимt на праздник собралось множество народа, и каждый слышал апостолов говорящими на его родном языке - в писании говорится, что таким образом бог дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам.
Считается, что именно с этого дня миру был явлен господь во всей его полноте триединства, поэтому праздник в честь явления Святого Духа называется Троицей.
Следующий день после Троицы называется Духовым Днем и посвящен прославлению Святого Духа. Dпервые христиане принимают Дух Святой при Крещении, в таинстве миропомазания. Считается, что тогда Дух Святой осеняет людей, точно также, как осенил апостолов две тысячи лет назад. После Литургии на Троицу служатся специальные коленопреклоненные молитвы, которые бывают всего один раз в году.
"Троица" Андрея Рублева
Главным творением Андрея Рублева, вершиной его искусства явилась "Троица" (1420-е) - самая прекрасная и совершенная русская икона, исполненная в память и почитание великого просветителя Руси преподобного Сергия Радонежского (XIV в.).
В "Троице" представлено триединое божество в образе трех ангелов, восседающих вокруг стола с жертвенной чашей. Изображение на этой иконе интерпретируется по-разному. Согласно одной из трактовок, ангел, помещенные в центре, олицетворяет второе лицо Троицы - Бога-Сына, Иисуса Христа. Левый ангел - это первое лицо Троицы - Бог-Отец, правый ангел - Святой дух.
Во времена Андрея Рублева тема Троицы, триединого божества, воспринималась как олицетворение духовного единства, согласия, взаимной любви и смирения. "Троица" как чтимая икона многократно поновлялась.
В 1904-1905 годах "Троица" была раскрыта от позднейших записей В.А. Тюлиным, А. Изразцовым и В.П. Гурьяновым.
В 1918-1919 годах в отделении Центральных государственных реставрационных мастерских при Загорском Историко-художественном музее расчистка была продолжена Г.О. Чириковым, В.А. Тюлиным и И.И. Сусловым.
В настоящее время "Троица" находится в Третьяковской галерее, куда она поступила в 1929 году из Загорска.