Пензенская дворянка Мария Михайловна Киселева - попечительница Святой Земли. Л.Н. Блинова
Мария Михайловна Киселева.
Фото из альбома «Русские учреждения в Святой Земле и почившие деятели Императорского Православного Палестинского Общества. 1882-1907».
Архив ИППО на Сергиевском подворье в Иерусалиме
М. М. Киселева умерла в возрасте 89 лет, в 1887 г. При жизни она была награждена Российским орденом Св. Екатерины (1886), давшим ей титул кавалерственной дамы. За участие в делах общества попечения о раненых во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов она была награждена сербским орденом Такова и греческим орденом Спасителя, а также знаком Красного Креста. В 1881 году Киселеву избрали почетной гражданкой Пензы. Она была действительным членом Императорского Православного Палестинского Общества.
Муж Киселевой оставил завещание, по которому отказал 11 имений в разных губерниях России на строительство богадельни в городе Пензе. Он выразил пожелание, чтобы в этом заведении имели приют до конца своих дней престарелые, больные и увечные люди, без различия вероисповедания и звания. А распорядительницей над всеми своими имениями назначил свою жену Марию Михайловну.
Через пять лет после смерти мужа, приведя все дела в порядок, в 1852 году, Мария Михайловна купила большую усадьбу в Пензе, выходившую на Верхнюю Пешую и Дворянскую улицы. Затем она разработала проект Положения о богадельне. В 1856 г. оно было утверждено российским самодержцем, и началось строительство. Но Мария Михайловна, не дожидаясь его окончания, открыла в 1856 году приют для бедных в собственном доме, на Лекарской улице. И только через три года, когда в купленной усадьбе было возведено прекрасное здание богадельни с домовым храмом Спаса Нерукотворного, призреваемые из дома Киселевой были переведены сюда.
На официальном открытии богадельни 13 сентября 1859 г. совершалась Божественная литургия в присутствии Преосвященного архиепископа Пензенского и Саранского Варлаама и представителей высших губернских властей. Богадельню приняла под свое покровительство императрица Александра Федоровна, которая прислала Марии Михайловне рескрипт с изъявлением признательности и благоволения. В нем, в частности, говорилось: «В полной мере ценя столь великодушный подвиг и утешаясь мыслью, что при благословении Всевышнего, беспомощные и престарелые найдут себе под благодетельным покровом, устроенным вашею христианскою любовью, я с согласия Государя Императора принимаю учрежденную вами богадельню под Мое особенное покровительство…»
При открытии в богадельне жили 70 человек, а через 20 лет – уже 140. Всю прибыль от хозяйств и земледелия Мария Михайловна искусно приумножала и направляла на развитие дома призрения, не жалея средств. В годы, когда богадельня находилась под попечительством ее создательницы, Мария Киселева перечислила в пользу заведения 104 тысячи рублей серебром.
Богадельня Киселевой просуществовала до 1918 года, когда с февраля попечительство этого богоугодного заведения было ликвидировано новыми властями, а сама богадельня перешла в ведение коллегии общественного призрения Пензенского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Здание сохранилось до сих пор, в настоящее время в нем расположена городская инфекционная больница.
Созидательница храмов
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Троицкий храм над могилой А. Г. Киселева в Спасо-Преображенском монастыре
Фото: http://voznesenie.dabor.ru/
Троицкий храм, построенный Марией Михайловной над могилой мужа, хотя и разрушенный полностью в советские годы, заслуживает того, чтобы рассказать о нем подробнее. На верхнем этаже было два престола: Свято-Троицкий и во имя обновления храма Воскресения. В нижнем этаже было три престола: главный – во имя Рождества Христова – и придельные (в честь Казанской Божией Матери и во имя Св.Благоверного Великого князя Александра Невского). Каждый их трех престолов нижнего этажа составлял как бы отдельную церковь, т. к. средний престол со всех сторон окружали капитальные стены. О среднем престоле – в память Рождества Христова – следует сказать, что он и устройством, и украшением, и даже размерами был подобен Вифлеемскому храму в Палестине, устроенному в вертепе Рождества Христова. Наиболее почитаемым местом здесь был Грот Рождества, покрытый мрамором. Он имел алтарь Рождества в виде небольшой полуциркулярной ниши, в середине которой находилась серебряная звезда, обозначавшая место рождения Спасителя. Во время служб храм освещали 52 лампады. 16 из них находились в нише, шесть – в яслях, в которых был положен Иисус после своего рождения. 30 лампад размещались в своде храма, вдоль и поперек его. Они были подвешены на длинных шнурах, спускались и поднимались с помощью балансира. Выше балансира, над каждой лампадой находилась скорлупа страусиного яйца, снизу и по четырем сторонам обрамленная металлом… Все было так, как и в Палестинском Вифлеемском храме. В Киселевском храме, как его тогда называли, было много икон хорошего письма в дорогих серебряных вызолоченных окладах. Среди них особенно выделялась икона Рождества Христа Спасителя. Она написана в Вифлееме и освящена на престоле Вифлеемского храма. Ее прислал М. М. Киселевой митропопит Петрский (в Аравии) Мелетий.
Храм Воскресения («Старый Спаситель») в Пензе.
Начало XX века
Примечательна история обновления храма Воскресения (правильное ее название церковь во имя Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме) в Черкасской слободе Пензы. Храм стоял на этом месте еще тогда, когда и Пензы как города не было. В нем находилась древнейшая икона Спасителя, почитаемая жителями чудотворною. По преданию, она была прислана этому храму царем Иоанном Грозным после его похода на Казань. К 1874 г. храм был полуразрушен и закрыт, его трапезная и колокольня разобраны и отданы во вновь строящуюся Богоявленскую церковь (в народе ее называли «Новый Спаситель, сейчас там находится Дворец культуры им. Дзержинского). Но Мария Михайловна взялась за воссоздание древнего храма как памятника старины. Он был заново перестроен, причем в гораздо больших против прежнего размеров. Храм украсила по фасаду новая красивая колокольня, а жемчужиной его, несомненно, являлся хороший список с иконы Спасителя, украшенный драгоценной ризой (Мария Михайловна позаботилась, чтобы список был сделан, и икона стала постоянной и неотъемлемой собственностью возобновленного храма). Советская власть в храме устроила тюрьму, в настоящее время храм возвращен Пензенской епархии.
Мария Михайловна Киселева стала основательницей Пайгармского Параскево-Вознесенского монастыря, который теперь располагается в Мордовии, пожертвовав 20 десятин земли и 2000 рублей. Этой обители она делала пожертвования всю жизнь: выкупила все строения и усадьбу, принадлежащие помещикам Струйским, и подарила монастырю, а для постройки монастырского хутора пожертвовала еще 245 десятин земли.
Попечительница святых мест
В семейном архиве Киселевой хранилось немало благодарственных писем и документов от Иерусалимского патриархата на греческом языке.
Митрополит Назаретский Нифонт,
Почетный член Императорского Православного Палестинского Общества.
Фото из альбома "Русские учреждения в Святой Земле и почившие деятели Императорского Православного Палестинского Общества. 1882-1907".
Архив ИППО на Сергиевском подворье в Иерусалиме
Один из таких документов – письмо иерарха Святой Земли — митрополита Назаретского Нифонта, Почетного члена Императорского Православного Палестинского Общества, присланное в Пензу на имя племянницы Киселевой А. С. Радищевой, выражало благодарность по поводу строительства храма в Назарете.
Храм в память о неудавшемся свержении Спасителя со скалы в Назарете.
Построен на средства русской благотворительницы М. М. Киселевой.
Фото А. Якубовича, 1880 г.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
Инв.№ ГМИР П-4078
Храм в память о неудавшемся свержении Спасителя со скалы в Назарете.
Фото А. Якубовича.
Подпись на фото „Церковь Киселевой в Назарете. А. Якубович“
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
Инв.№ ГМИР П-3233
Храм в память о неудавшемся свержении Спасителя со скалы в Назарете.
Построен на средства русской благотворительницы М. М. Киселевой.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
Инв.№ ГМИР П-3232
Александра Степановна Радищева,
племянница М. М. Киселевой и писателя А. Н. Радищева (сестра Марии Михайловны Варвара была замужем за братом писателя — Степаном).
Фото из экспозиции дома-усадьбы А. Н. Радищева
Мария Михайловна послала в Назарет своего архитектора и племянницу Александру Степановну Радищеву, которая прожила там три года.
Внутренний вид.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
Инв.№ ГМИР П-3234
15 мая 1880 года храм был освящен. Об этом и пишет митрополит Нифонт А. С. Радищевой в Пензу:
Паломники у Горы Свержения под Назаретом.
Неподалеку от этого места до сих пор стоит храм, построенный на деньги М. М. Киселевой.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
Автор oronbb. 2009 г. Фото www.panoramio.com
Автор Boris Dubman. 2008 г. Фото www.panoramio.com
Храм на Горе Свержения в районе Назарета, построенный М. М. Киселевой.
Вид до реставрации
Приведенные выше фото с сайта „Библейские прогулки“, где описывается эта церковь как францисканская часовня, отлично демонстрируют внешний и внутренний вид храма, каким он был до 2010 года.
В отреставрированной церкви, построенной М.М. Киселевой,
ожидают Иерусалимского Патриарха 1 октября 2011 г.
http://apantaortodoxias.blogspot.ru/2011/10/o.html
Недавно этот храм Иерусалимская Православная Церковь отреставрировала трудами архимандрита Илариона, настоятеля монастыря на горе Фавор. Теперь она называется часовней во имя Воздвижения Креста. 1 октября 2011 года Иерусалимский Патриарх Феофил лично совершил в ней богослужение.
К слову, участок земли площадью 450 га (4500 дунамов), купленный Марией Михайловной и на котором стоит церковь, стал камнем раздора между Иерусалимской Церковью и православной общиной Назарета. Больше 10 лет шли суды. Сам участок, называемый Каср эль Мутран или Башня епископа (Κάσρ Ιλ Μουτράν/Πύργος του Δεσπότη), сейчас стоит баснословных денег - порядка миллиардов долларов. Иерусалимский Патриархат собирался там развернуть многофункциональное строительство, но представители общины затеяли суды за землю, считая себя ее владельцами. Якобы переписка Марии Михайловны с Назаретским митрополитом Нифонтом свидетельствует о том, что она завещала землю именно общине. Первоначально задуманный строительный проект завис, но Иерусалимская Церковь выиграла суд и намерена участок осваивать, в том числе под жилье для православных арабов.
Храм, построенный Марией Киселевой, еще именуемый „церковь страха Марии“, близ Назарета.
Фото пользователя LeSold сделано в январе 2011 г.
www.4turista.ru
В новом виде хороших фотографий найти пока не удалось. Но можно получить некоторое представление, как в настоящее время выглядит этот храм издалека. Автор снимка, сделанного с паркинга торгового центра, построенного на холме Марии, как именуют его католики, сетует, что штукатурка и побелка сделали эту церковь обычной, не подозревая о ее необычной истории и замечательной личности устроительницы этого храма.
Церковь св.Елисея в Иерихоне (Ерихе).
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885–1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
Церковь св.пророка Елисея в Иерихоне, предположительно тоже построенная на деньги М. М. Киселевой (хотя надежных документов, подтверждающих это предположение пока не найдено), тоже была хороша. Об этом мы узнаём из письма уполномоченного ИППО в Иерусалиме Д. Д. Смышляева от 12 февраля 1886 г.:
Великим Постом 1886 г. Патриарх Никодим освятил „греческую“ иерихонскую церковь во имя Пророка Елисея (Антонин (Капустин), архимандрит. Дневник за 1886 г. Музей истории религии, СПб., шифр: И.П.П.О. Б. IV. № 853/28. с. 40), построенную на средства русских благотворительниц А. Д. Богдановой и М. М. Киселевой, с греческим „древом Закхея“ на церковной аллее. (см. К истории русских археологических исследований в Иерихоне. Р. Б. Бутова, Н. Н. Лисовой).
Мария Михайловна много жертвовала на храм Гроба Господня в Иерусалиме, Русской духовной миссии в Иерусалиме, Императорскому Православному Палестинскому Обществу, Пантелеимоновскому монастырю и Андреевскому скиту на Святой Горе Афон, Православному Московскому миссионерскому обществу в пользу сибирских инородческих миссий.
18 октября 1884 года Мария Михайловна стала действительным членом Императорского Православного Палестинского Общества и была удостоена серебряного знака ИППО. Постоянно она вносила очень существенные суммы в пользу Общества.
Арзамасская Алексеевская женская община – 50 десятин земли;
Палестинское православное общество, Главное Российское общество Красного Креста, заведение для душевнобольных „Всех скорбящих радость“ в Санкт-Петербурге, Николаевская военная Чесменская богадельня – по 50 тысяч рублей.
Сверх того были назначены значительные суммы Московскому миссионерскому обществу, военным раненым, не выслужившим пенсии, на образование детей дворянских фамилий в России, 100 тысяч рублей были ею пожертвованы для раздачи бедным в Палестине, Кандии, Болгарии, Месопотамии.
Но это только известные выдающиеся дела Марии Киселевой. Многим и многим она помогала тайно. И сегодня мы уже достоверно не можем узнать, сколько людей было облагодетельствовано Марией Киселевой. Зато память о ее благотворительной деятельности в родном городе жива до сих пор.
Похоронена М. М. Киселева была рядом со своим мужем в Троицком храме в Пензенском Спасо-Преображенском мужском монастыре, полностью стертым с лица земли за годы советской власти. Однако в 2002 году усилиями клира и паствы Пензенской епархии удалось найти фундамент Троицкого храма, а в нем – склеп с останками Александра и Марии Киселевых, которые планируется перезахоронить в более подходящее место.
Память о Марии Михайловне Киселевой вернула землякам старший научный сотрудник Пензенского краеведческого музея Анна Федоровна Головина — старейший музейный работник Пензенской области. Много лет она по крохам собирала документы и свидетельства, разбросанные по самым разным архивам и весям. На их основе в 2003 году ею была издана книга о Марии Михайловне под названием „Великая благотворительница“. Анна Федоровна Головина была удостоена медали Русской Православной Церкви. На основе документов и фактов, обнаруженных Анной Федоровной, создан телефильм, удостоенный диплома телеканала „Культура“ на VIII Всероссийском фестивале-семинаре „Православие на телевидении и радиовещании“. Сейчас Анна Федоровна работает над вторым изданием книги, дополненным новыми находками, а ее единомышленники ведут реставрацию храма Воскресения словущего (он же Старый Спаситель) в г. Пензе, обновленного М. М. Киселевой.
Мемориальные доски с именами жертвователей на Александровском подворье в Иерусалиме
1. Головина А.Ф. Великая благотворительница: о пензенской благотворительнице М.М. Киселевой. 2003.
2. Головина А.Ф. Благотворительность и культура: Великая благодетельница М.М. Киселева // Отечественная культура и развитие краеведения /Тезисы Всероссийской научной конференции. Пенза. 26-27 июня 2000 г. Пенза, 2000. - С. 48 - 52.
3. Логинова Т. Подвижница благочестия // Комсомольская правда Пенза-Саранск. № 2 (325), 14.01.2000.
4. Логинова Т. Созидательница храмов // Комсомольская правда Пенза-Саранск. № 8 (331), 25.02.2000
5. Клеотт Н. Божественное знамение в инфекционной больнице // Аргументы и факты в Пензе. № 42, 2002.