«Главное — это люди»: Сергей Степашин в интервью «Стройгазете» о российских коммунальщиках и непраздничных вызовах, вставших перед сферой ЖКХ

В воскресенье, 20 марта, отмечают свой профессиональный праздник работники сферы бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

С момента своего учреждения в 1966 году и по настоящее время это событие — не только повод поздравить всех причастных к достижениям отрасли работников, но и основание поговорить о накопившихся проблемах и путях их решения. Сегодня экономический оборот в сфере ЖКХ превышает 4 триллиона, в ней занято свыше 2 млн человек, от профессионального мастерства которых зависят тепло и уют в наших домах. Время сейчас непростое, оно предъявляет жесткие требования ко всем, но двигаться вперед нужно всегда, несмотря на любые сложности. О том, как отрасли адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, решать текущие задачи и эффективно отвечать на наиболее актуальные вызовы, «Стройгазете» рассказал председатель Общественного совета (ОС) при Минстрое России Сергей Степашин.

«СГ»: Сергей Вадимович, среди вечных проблем, которые в наибольшей степени беспокоят население в сфере ЖКХ, — низкая эффективность управления многоквартирными домами (МКД) и содержания общедомового имущества. У возглавляемого вами ОС есть ответ на вопрос — что делать?

Сергей Степашин: Сфера управления МКД, действительно, вызывает нарекания у россиян. Результаты обращений в приемные общественного контроля показывают, что большая часть жалоб связана с неудовлетворительным состоянием, содержанием, ремонтом и управлением МКД — это почти треть всех обращений.

В нашем совете работают Комиссия по ЖКХ и экспертная группа по мониторингу общественного мнения. Мы, со своей стороны, проводили опросы как управляющих компаний (УК), так и граждан. Эта работа легла в основу концепции управления МКД, где ОС предлагает сделать понятной и прозрачной работу управляющих компаний, создать стандарты их деятельности, прописать минимальный перечень услуг, устанавливать на региональном или на муниципальном уровне расчеты стоимости по каждой услуге, ввести тарификацию. Люди должны понимать, что уборка подъезда 5-этажного дома стоит столько, а 9-этажно-понятно, что подготовка к зиме систем имеет определенную цену. Это все помогло бы россиянам правильно и осознанно выбирать УК, оценивать ее работу и рассчитывать свои расходы. Мы предложили целый пул мер по исключению возможностей подделок протоколов общего собрания жильцов. Часть наших предложений уже позитивно воспринята Минстроем России, другие будем дорабатывать. Так, например, уже начата разработка стандартов работы УК, хотя, конечно, разработка нормативных актов — дело не быстрое. Думаю, людям и в платежках многие цифры после этого станут более понятны, а вот оплата домовых нужд не будет вызывать вопросов, когда все расчеты будут вестись по приборам учета. И мы к этому идем. Решения по многим проблемам, которые вызывают у людей недовольство, есть в Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. К примеру, в ней есть положение, что не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию новостройки регион будет назначать для нее гарантирующую УК. Такие компании-гаранты также будут сопровождать дома, оставшиеся без управляющей компании. Эта проблема давно назрела, люди жалуются.

«СГ»: В России в течение многих лет ежегодно капитально ремонтируются десятки тысяч МКД. Но данные Счетной палаты свидетельствуют, что доля многоквартирного жилого фонда, находящегося в неудовлетворительном состоянии, не снижается. Какие решения помогут переломить ситуацию? Нуждается ли система организации капремонта в МКД в существенных уточнениях?

С. С.: В Общественном совете при Минстрое России есть Рабочая группа, которая целенаправленно занимается специальными счетами и капитальным ремонтом. По итогам ее работы мы предлагаем — и правительство это поддерживает — ввести обязательный технический учет жилищного фонда и его обязательное техническое обследование до того, как проводить капитальный ремонт. У нас в стране состояние жилищного фонда очень разное, и проводя это техническое обследование, мы выявим, во-первых, в каких домах требуется срочный ремонт. Даже если время по графику не пришло, ремонт позволит привести этот жилой фонд в надлежащее состояние и остановит дальнейшее разрушение. Во-вторых, благодаря этому же техническому обследованию мы сможем выявить дома, которые ремонтировать бесполезно: они намного лучше не станут ни при каком ремонте, и рано или поздно придут к выбыванию, а, возможно, некоторые из них надо будет сразу признать аварийными. Нельзя же людям жить в аварийном фонде! При таком подходе мы сможем более активно формировать проекты комплексного развития территорий (КРТ), строить новое жилье, а не тратить деньги людей на поддержание фактически «развалин». Эта законодательная инициатива сейчас разрабатывается и находится уже в высокой степени готовности. Важным направлением по повышению эффективности региональных систем капитального ремонта должно стать решение вопроса с капремонтом многоквартирных домов, которые являются объектами культурного наследия. Наша Комиссия по сохранению памятников также формирует предложения, которые мы направляем в Минстрой.

«СГ»: В рамках своей профессиональной деятельности вы всегда уделяли большое внимание вопросам повышения энергоэффективности. Как нарастить долю энергоэффективных новостроек? Нужно ли разработать и внедрить преференции для подрядчиков, которые строят энергоэффективное жилье?

С.С.: В последнее время, в том числе на заседаниях коллегии министерства, заседаниях ОС, мы много говорим о проблеме энергосбережения и энергоэффективности в строительстве и ЖКХ. Казалось бы, в сегодняшних условиях не до энергоэффективности. Однако актуальность этой проблемы обусловлена необходимостью решения экологических проблем, включая вопросы глобального потепления, снижения выбросов углекислого газа, повышения конкурентоспособности российской экономики. Развал российской экономики, значительное снижение ее конкурентоспособности являются сегодня основной целью масштабных антироссийских санкций, а этого ни в коем случае нельзя допустить.

Поэтому энергоэффективность — очень актуальная тема, на которой я продолжаю делать акцент. Доля «вклада» предприятий ресурсоснабжения в формирование углеродного следа, по оценкам экспертов, составляет 25%, а зданий и многоквартирных домов — 6,5%. Мы должны относиться к ресурсам экономно. Я имею ввиду не только энергоресурсы, но и финансовые ресурсы людей, живущих в домах, — они не должны платить за то, что дом «греет улицу», тем более, что сокращение платежей в энергоэффективном доме для граждан может составить 30-60%. И это тоже вопрос локализации негативных последствий западных санкций в отношении нашего населения.

Многие регионы это понимают, охотно работают в этом направлении с Фондом содействия реформированию ЖКХ. Со своей стороны, Фонд проводит системную политику повышения энергоэффективности в рамках реализации программ переселения. Если на конец 2017 года с участием средств Фонда ЖКХ было построено 155 энергоэффективных домов в 37 регионах, то сейчас их общее количество составляет 696 многоквартирных домов в 67 субъектах РФ. Но это, конечно, пока «капля в море».

Для повышения энергоэффективности в строительстве и ЖКХ необходимы новые подходы, направленные на улучшение показателей энергетической эффективности строящихся домов (особенно по проектам с использованием бюджетных средств), создание для этого необходимых условий на законодательном уровне, в том числе по формированию дополнительных стимулов. И это не только налоговые льготы для застройщиков, но и льготные цены на техприсоединение. Льготы могут быть и для граждан. Например, льготная ипотека на жилье в энергоэффективном доме, ведь квартиры в нем немного дороже на этапе покупки.

Но вообще, повышение энергоэффективности и снижение углеродного следа — в первую очередь государственная задача. Поэтому меры должны быть все-таки государственные. С одной стороны, государство должно устанавливать классы энергоэффективности и технические требования, указывающие, ниже какого класса строить нельзя. С другой стороны, стимулировать застройщика и население. Решая задачу в комплексе, мы придем к энергоэффективному строительству.

«СГ»: В ближайшие годы планировалось инвестировать существенные средства в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. Но выделенного финансирования все равно не хватит, чтобы кардинально улучшить ситуацию в малых городах и поселках. Как решать эти проблемы в тех населенных пунктах, куда бизнес идет неохотно и где местные коммунальные и энергетические компании не имеют необходимых инвестиционных ресурсов?

С.С.: Трудно переоценить роль коммунальной инфраструктуры в обеспечении безопасных и благоприятных условий проживания граждан. Я уже приводил цифры, что на сегодняшний день износ коммунальных объектов в большинстве регионов превысил 60%, а финансовое состояние предприятий и организаций отраслей коммунальной инфраструктуры находится в сложном положении. Но правительство сделало огромный шаг для решения этой проблемы. Деньги, которые предусмотрены на реформирование ЖКХ по госпрограммам, регионам дают на 25 лет под 3% годовых. И это может быть 80% суммы проекта. Если в регионе нет оставшихся 20%, то он может пойти через бюджетные кредиты, часть денег взять у Фонда ЖКХ. Государство уже выделило 150 млрд рублей, предусмотрело бюджетные кредиты на 500 млрд. Нужны проекты, освоение средств, это позволит модернизировать большое количество объектов коммунальной инфраструктуры. И для малых, и для больших городов есть проекты, чья эффективность уже подтверждена. Например, в малых городах рациональна децентрализация теплоснабжения, можно развивать маленькие квартальные котельные — это очень хорошо работает и экономически эффективно.

«СГ»: В зоне особого внимания всегда находятся вопросы социальной поддержки населения. Сегодня, в частности, обсуждается предложение об отмене платы за ЖКХ для многодетных семей. Поддерживаете ли вы эту инициативу? О каких еще мерах поддержки людей стоит подумать?

С.С.: Главное в любой стране — это люди. Поэтому меры поддержки тем, кто нуждается, должны быть максимальными. Мы в Общественном совете всегда выступали за адресную помощь.

«СГ»: В настоящее время правительством предпринимаются оперативные меры по минимизации воздействия санкций на экономику. Какую помощь прежде всего следует оказать сфере ЖКХ?

С.С.: 14 марта глава государства подписал закон по поддержке строительства и ЖКХ. В нем есть нужные меры для отрасли — изменится порядок начисления пени за просрочку платы на услуги отрасли, начисления взыскания и неустоек юридическим лицам. Речь здесь идет о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами. Для самой отрасли ситуация очень сильно изменилась в плане стоимости денег и доступности оборудования и комплектующих к нему. Эту тему мы несколько дней назад рассматривали на Комиссии по ЖКХ. Заключены договоры на поставку оборудования, есть утвержденные инвестиционные программы. Неисполнение по ним грозит штрафом. Сейчас эксперты комиссии предлагают дать возможность заменить параметры по программам, на время отменить штрафы. Кроме того, у всех компаний-поставщиков ресурсов есть кредиты на операционную деятельность, ведь люди платят за поставленную услугу, а чтобы ее поставить, нужно закупить топливо или другой ресурс. Появляется двух-трехмесячный кассовый разрыв, который компании закладывали в тариф по старым кредитным ставкам. Думаю, было бы справедливо компенсировать эту разницу в цене денег со стороны государства. Наши предложения мы направим в министерство. Также сейчас ОС проведет мониторинг поставщиков комплектующих и оборудования для отрасли, способных заменить ушедшие с рынка компании.

Источник: osminstroy.ru

Поделиться: