Ни с чем не сравнимое паломничество в Египет

Египет для большинства людей ассоциируется с пирамидами и фараонами, Нилом и Красным морем, отдыхом в Хургаде или в Шарм-эль-Шейхе. Но в сознании христиан, знакомых с ветхозаветными и евангельскими событиями, апостольским веком и историей Древней Церкви, эта страна неразрывно сопряжена с исходом иудеев и пророком Моисеем, со Святым семейством, Александрийской богословской школой, работой над Септуагинтой, именами великих преподобных отцов-пустынников, великомученицей Екатериной, преподобной Марией Египетской …
С 1 по 10 февраля в соответствии с графиком паломнических поездок, утвержденным Советом Императорского Православного Палестинского Общества, паломническая группа в составе 24-х человек находилась в Египте.
 
Невзирая на тяготы длительного перелета, смену климата и часового пояса, почти все, заселившись в гостиничные номера, отправились самостоятельно знакомиться с Каиром: кто-то пешком, кто-то на экскурсионном катере по Нилу, а кто-то взобрался на смотровую площадку телебашни, чтобы с высоты птичьего полета обозреть вечернюю столицу Египта.
 
Вечерний Каир с высоты птичьего полета
 
Ранним утром 2 февраля паломническая группа ИППО отправилась в Нитрийскую пустыню, где из нескольких сотен обителей, келий и скитов остались лишь четыре мужских монастыря. Первым из них был Монастырь римлян (Baramus monastery), основанный преподобным Макарием Великим около 335 года и названный в память о подвизавшихся здесь римлянах – Максиме и Домеции. Здесь же нес иноческий подвиг и преподобный Арсений Великий, который во время молитвы в храме стоял за колонной, сохранившейся до наших дней. Перед мощами преподобного Моисея Мурина руководитель Паломнической секции ИППО игумен Серафим (Кравченко) совершил молебен. В одной раке с мощами преподобного Моисея почивают останки аввы Исидора, пресвитера Скитского, упомянутого в «Лавсаике» и бывшего для преподобного Моисея духовным наставником. В монастырских храмах богомольцы приложились к частицам мощей великомучеников Мины Александрийского, Меркурия Кесарийского, Георгия Победоносца, Иакова Персиянина и Феодора Стратилата; мучеников Космы и Дамиана, Виктора и Исаака, первомученика архидиакона Стефана.
 
В монастыре Римлян
 
В основанном в середине VI века монастыре Божией Матери, иначе называемом монастырем Сирийцев, имеется дерево, которое произросло из посоха, воткнутого в землю преподобным Ефремом Сириным. Полагают, что в стенах этой обители произошла встреча двух подвижников – Ефрема Сирина и Паисия Великого. В сохранившейся крошечной келье преподобного Паисия Великого, устроенной им в пещерной расщелине, мы пропели тропарь и величание египетскому авве, который подвязывал свои волосы к веревке, закрепленной на потолке, чтобы пробуждаться ото сна во время молитвы. Осмотрев фрески VII-XIII вв. и увидев древнюю монастырскую трапезную, паломники поклонились хранящимся в новой церкви частицам мощей мучеников Кирика и Иулитты, великомучеников Феодора Стратилата и Иакова Персиянина, Севастийских мучеников, преподобных Ефрема Сирина, Моисея Мурина и Иоанна Колова. Под единой сенью рядом с лежащими в бархатных футлярах мощами упомянутых выше святых находится и прядь волос святой равноапостольной Марии Магдалины.
 
Дерево, выросшее из посоха прп. Ефрема Сирина
 
Вступая на территорию Saint Bishoy monastery, сложно себе представить, что год его основания – 357-й от Рождества Христова. В этой обители имеется колодец, в котором берберы омывали мечи после убийства ими 49-и монахов. Из-за совпадения и наложения некоторых житийных сведений в агиографической литературе наблюдается некоторая неразрешимая на сегодняшний день путаница: о каком святом идет речь – о преподобном Паисии Великом или Псое Великом (подробнее см. статью в Православной энциклопедии «Псой» https://www.pravenc.ru/text/2661184.html). Так, например, иеромонах Макарий Симонопетрский «предполагает, что Псой – это фонетическая модификация греч. имени Паисий и, следов., П<соя> можно отождествить с прп. Паисием Великим» (Православная энциклопедия. Т. 59. М. 2020. C. 8). Как бы то ни было, перед мощами преподобного Псоя/Паисия Великого было совершено молебное пение и вознесены молитвы об Отечестве, Церкви Русской, ее Предстоятеле и боголюбивых мирянах.
 
Келья прп. Паисия Великого
 
Последним в этот день монастырем, который мы посещали, была обитель преподобного Макария Великого, которую сей нитрийский подвижник основал в 357 году. Здесь же он и преставился Богу. В одном из храмов почивают мощи преподобных Макария Великого и Макария Александрийского, у которых входивший в состав паломнической группы протоиерей Георгий Крейдун, клирик Барнаульской епархии, возглавил молебен. В том же храме у иконостаса находится рака, в которой хранятся сравнительно недавно найденные частицы мощей Иоанна Предтечи и пророка Елисея. Еще в одной монастырской церкви пребывают под сенью мощи преподобного Иоанна Колова. На торцевой стороне сени висит пожертвованная в монастырь цесаревичем Николаем (будущим императором Николаем II) икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Перед мощами преподобного Иоанна игумен Серафим отслужил молебен.
 
Молебен перед мощами прпп. Макария Великого и Макария Александрийского
 
В понедельник, 3 февраля, по дороге из Каира в Александрию мы сначала посетили величественный монастырь святого Мины Котуанского (Фригийского), где перед мощами великомученика протоиерей Георгий Крейдун отслужил молебен. Традиционно святой великомученик Мина изображается на иконах с воздетыми руками и двумя склонившимися перед ним верблюдами, перевозившими, согласно житию, мощи святого: животные отказались двигаться дальше, что стало знаком свыше для указания на место его упокоения. То самое первое место погребения останков Мины теперь находится за пределами одноименного нового монастыря: древняя обитель IV-V вв. в наши дни представляет собой руины, среди которых отчетливо видны фундаменты двух базилик и восьмигранный баптистерий, крепостная стена и остатки жилых строений. В апсиде воздвигнутой в V столетии над мощами святого Мины базилики видна просторная камера ниже уровня пола, в которой, видимо, и почивали останки Котуанского великомученика. У места первоначального погребения страдальца за Христа нами было пропето величание.
 
Молебен перед мощами вмч. Мины
 
Александрия – город, основанный Александром Македонским в 332 г. до Рождества Христова, известен благодаря хрестоматийным достопримечательностям – Александрийскому маяку и Александрийской библиотеке. В стародавние времена по праву став центром науки и искусства, Александрия довольно быстро превратилась в ведущий экономический центр восточной части Средиземноморья и всего эллинистического мира. Во II веке в Александрии было основано первое в христианском мире высшее учебное заведение (Огласительное училище), положившее начало знаменитой Александрийской богословской школе, во главе которой стояли выдающиеся личности – святитель Климент, Дионисий и Петр Александрийские, Ориген и Дидим Слепец. Среди учеников школы — Афинагор и святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский. Некоторые взгляды богословов Огласительного училища были восприняты местными епископами последующих поколений – святителями Афанасием Великим и Кириллом Александрийским.
 
Первым на пути паломников был монастырь преподобного Саввы Освященного, где хранится четырехгранный столп, на котором была обезглавлена святая великомученица Екатерина. В числе других святынь обители – икона Божией Матери «Миртидиотисса», ковчеги с частицами мощей святого апостола Марка; преподобного Саввы Освященного; святителей Кирилла Лукариса (канонизирован в 2009 и 2022 гг. в Александрийском и Константинопольском Патриархатах соответственно) и Иоакима, патриархов Александрийских; преподобных Парфения и Евмения Гортинских; икона преподобного Никифора Прокаженного с частицей его мощей. В этом монастыре 23 марта 1886 года была совершена иерейская хиротония святителя Нектария Эгинского.
 
Столп, на котором была обезглавлена св. Екатерина
 
В крипте коптского кафедрального собора святого апостола Марка, который мы также посетили, находится некрополь предстоятелей Александрийской Церкви, в числе которых – апостол Марк (по преданию, здесь покоится часть его главы), святители Дионисий, епископ Александрийский, Петр, Афанасий Великий и Кирилл, архиепископы Александрийские. Причисленным к лику святых поборникам и защитникам православия было пропето величание.
 
Александрия. Крипта собора св. Марка
 
Пройдя мимо Благовещенского кафедрального собора Александрийской Православной Церкви, группа российских паломников отправилась к средневековой цитадели Кайт-Бей, где когда-то возвышался Александрийский маяк. Неподалеку от этого самого места располагалось здание, в котором велась работа над переводом Священного Писания на древнегреческий язык, вошедшим в библеистику под названием «Септуагинта», или «Перевод семидесяти толковников». Одним из 70-и трудившихся в Александрии переводчиков библейских книг был святой праведный Симеон Богоприимец.
 
Форт Кайт-Бей
 
Следующий день мы провели в Каире, который посещается туристами, как правило, с одной целью – увидеть Великие пирамиды Гизы и пройтись по экспозиционным залам Египетского национального музея (в последнее время интерес представляют также Национальный музей египетской цивилизации и Большой египетский музей). Паломнический маршрут, естественно, был иным: мы отправились в христианский квартал Каира.
 
В храмах V-IX вв., входящих в состав монастырского комплекса Дейр Абу-Сайфайн (великомученика Меркурия, изображаемого с двумя мечами: один меч указывает на смерть самого мученика, а второй – на убийство им императора Юлиана Отступника), мы поклонились хранящимся там частицам мощей апостолов Марка, Луки, Павла и Иоанна; святителей Иоанна Златоуста и Афанасия Великого, архидиакона Стефана, Лазаря Четверодневного, великомучеников Георгия Победоносца, Меркурия Кесарии Каппадокийской (до поступления на военную службу его звали Филопатр, отчего в коптской традиции он именуется Меркурий Филопатр), Мины Котуанского, Иакова Персиянина, Феодора Стратилата, Вифлеемских младенцев, мучеников Космы и Дамиана.
 
Коптский монах
 
Осмотрев сохранившиеся фортификационные сооружения Вавилона Египетского (не путать с древним городом в Южной Месопотамии!), богомольцы отправились в относящуюся к IV веку «Висячую» («Подвешенную») церковь Божией Матери: необычное название обусловлено тем, что храм построен над двумя башнями римского форта 98 года. Познакомившись с историей и необычной архитектурой этой церкви, паломники поклонились частицам Животворящего Креста и Гроба Господня, Пояса Пресвятой Богородицы и мощам вселенских святых, в том числе преподобного Онуфрия Великого, мучеников Виктора и Клавдия, Кирика и Иулитты.
 
В «Висячей» церкви
 
В греческом соборе святого Георгия Победоносца мы посетили верхний храм и темницу, в которой в качестве узника содержался великомученик, увидели столп бичевания и копии железных оков и орудий пыток.
 
Лития у русской часовне в Каире
 
Однако наибольшее впечатление на всех произвел неприметный кладбищенский храм Успения Божией Матери: в небольшой церкви, едва заметной среди могил, до наших дней сохранился колодец, устроенный на месте святого источника. В самом же гроте, расположенном за алтарем и значительно теперь уже ниже культурного слоя, останавливалось Святое семейство. Почерпнув из колодца воды и наполнив свои водоносы, мы пропели тропарь и кондак Рождеству Христову. Затем на том же кладбище, у часовни, воздвигнутой в память о погребенных здесь соотечественниках, игумен Серафим (Кравченко) совершил заупокойную литию.
 
У колодца в Успенской церкви
Раритетная плита с надписью на русском языке
 
На месте постоялого двора, где, по преданию, останавливалось Святое семейство, ныне находится церковь святых мучеников Сергия и Вакха (IV в.). В подземном гроте (под алтарем) можно увидеть камень, служивший ложем Богомладенцу Христу; камень из пещеры, в которой жили Иосиф, Мария и Иисус, а также колодец, из которого они черпали воду. В храме находятся мощи мученика Сергия, имя которого в постриге было дано преподобному Сергию Радонежскому, и святого мученика Вакха. Слева от входа можно увидеть каменную купель для крещения IV века.
 
Крипта в церкви мчч. Сергия и Вакха
 
Затем мы посетили коптскую церковь святой Варвары, где перед ее мощами игумен Серафим (Кравченко) совершил молебен. В этом старинном храме XI века почивают части мощей мученицы Иулиании, мучеников Кира и Иоанна, великомученика Георгия Победоносца и мученицы Софии Египетской.
 
Рядом с церковью Варвары находится синагога Бен-Эзра, используемая сейчас в качестве музея. Точная история всех зданий, находившихся на месте этой синагоги, неизвестна. По некоторым сведениям, самое раннее из них датируется 350 г. до Рождества Христова. Существует версия, что еще в древние времена синагога была воздвигнута на месте, где дочь фараона нашла корзину, в которой лежал младенец – будущий пророк и Боговидец Моисей. Данная версия имеет право на существование, поскольку в ветхозаветное время русло Нила находилось примерно в этом месте.
 
Синагога-музей Бен-Эзра: интерьер
 
В старом Каире нельзя пройти мимо Георгиевского женского монастыря: здесь перед мощами святого великомученика носящий его имя протоиерей Георгий Крейдун отслужил молебен, богомольцы окропили себя водой из источника и осязали копии оков святого Георгия.
 
В Георгиевском женском монастыре
 
Заключительным пунктом паломнической программы в этот день стал Маади – южный пригород Каира, находящийся на части территории древней столицы Египта – Мемфиса, где когда-то проживало Святое семейство. В коптском храме Пресвятой Богородицы паломникам показывают подземный ход и затопленные ступени лестницы, по которой Иосиф и Мария с младенцем на руках спускались к Нилу, чтобы спастись бегством от преследователей: отсюда, по коптскому преданию, начинался их долгий путь по Нилу на юг.
 
Маади: тайный подземный выход к Нилу
 
Ближе к закату мы поехали в Гизу: Великие пирамиды, которые были свидетелями угнетения евреев во времена фараонов, казней египетских и исхода иудеев во главе с Моисеем из Египта, до сих пор привлекают не только праздных туристов, но и паломников. Эти каменные творения человеческих рук были построены в ту историческую эпоху, которая отражена на страницах Библии. Мимо этих пирамид могли проходить или проезжать те, чьи имена запечатлены на страницах Священного Писания, или те, о ком мы не раз читали в патериках и житиях святых.
 
Великие пирамиды Гизы  
 
Следующий день, 5 февраля, был сопряжен с многочасовым переездом в Фиваиду Египетскую: таким топонимом многие агиографы называли область в Верхнем Египте, где «подвигом добрым подвизались, течение совершили, веру сохранили» многие и многие преподобные отцы.
 
Первой остановкой в Восточной пустыне стал монастырь преподобного Павла. Мы посетили пещерный храм-келью Павла Фивейского и поклонились гробнице преподобного на том самом месте, где некогда чудесно явившиеся из пустыни львы вырыли почившему старцу могилу. Насельник обители монах Ефрем рассказал нам о ее истории, показал монастырские святыни, древнюю мельницу, старинную трапезную и монастырский музей, а также источник преподобного Павла, проистекающий с высоты около 300 метров и ежедневно дающий братии порядка четырех кубометров воды. На территории монастыря, закрытой для сторонних посетителей, находится источник, названный именем святой Мариам – сестры пророка Моисея.
 
Монастырь Павла: в древней трапезной
 
Затем мы посетили монастырь преподобного Антония Великого. Радушно принявший и сопроводивший нас по обители отец Руис показал нам древние храмы. Паломники побывали в монастырском музее и на источнике преподобного отца, увидели фрески V-XIII веков. Согласно житию, авва Антоний завещал своим ученикам похоронить его тайно, что и было исполнено, дабы никто не знал, где находится его гробница. Современные арабы-христиане уверяют, что мощи преподобного Антония до сих пор покоятся в обители под спудом. На солее справа имеется ниша в стене: это место почитается как место погребения преподобного Антония Великого. Здесь мы вознесли молитву святому угоднику Божию, после чего поднялись на Гору келий, где находится пещерная келья преподобного Антония, в которой он подвизался около 70-и лет, и совершили в ней молебное пение. По дороге к келии находится небольшая церковь в честь преподобного Павла Препростого, ученика Антония Великого: остановившись здесь на пару минут, мы почтили этого святого подвижника пением тропаря и величания. У подножия Горы келий в скале высечен храм Креста и Воскресения Господня: у входа в эту церковь мы пропели «Воскресение Христово видевше», «Кресту Твоему» и «Христос воскресе».
 
Источник прп. Антония Великого
 
Последующие три дня (с 6 по 8 февраля) были посвящены Синаю: Фаран, монастырь святой Екатерины, восхождение на гору Моисея, Раифа, богослужения в Преображенском соборе обители и в Троицком храме на горе Хорив. В поездке на Синай к нашей группе присоединились еще несколько человек, среди которых был епископ Луховицкий Евфимий, викарий Патриаршего экзархата Африки. В качестве простого паломника Преосвященный владыка возглавлял нашу группу в течение трех дней.
 
Выехав ранним утром и миновав без пробок туннель под Суэцким каналом, мы оказались на Синайском полуострове. Всматриваясь в пейзажи Синая, возникает ощущение присутствия при первом дне творения. Неприступность гор сделала Синай местом, куда уходили из Египта первые христиане, спасаясь от преследования.
 
По дороге в монастырь святой великомученицы Екатерины наша паломническая группа была тепло встречена в женском монастыре святого пророка Моисея, который находится неподалеку от селения Фиран. Фаранская пустыня («страна, изобилующая лиственными деревьями и пещерами») упоминается в нескольких книгах Ветхого Завета: в этой пустыне поселилась Агарь со своим сыном Измаилом (Быт. 21, 21), здесь был стан израильского народа (Числ. 10, 11-13; 13, 1), двенадцать соглядатаев были посланы Моисеем из Фарана и возвратились опять туда же (Числ. 13, 4 и 27), сюда удалился Давид после смерти пророка Самуила (1 Цар. 25, 1). В пустыне Фаран, по мнению Евсевия Кесарийского и блаженного Иеронима Стридонского, находился Рефидим, где Моисей ударом своего жезла о скалу извел из нее воду (Исх. 17, 1-7). В Рефидиме произошла битва израильтян с амаликитянами, во время которой Аарон и Ор поддерживали руки Моисея (Исх. 17, 8-14). В благодарность Богу за победу Иисуса Навина над амаликитянами Моисей воздвиг в Рефидиме жертвенник и назвал его Иегова Несси (в пер. «Господь знамя мое») (Исх. 17, 15). Арабское предание указывает в этой местности и скалу, из которой Моисей извёл воду. Полагают, что этот пальмовый оазис в библейские времена принадлежал амаликитянам, и вторжение в него евреев стало причиной войны. Здесь же находят развалины древнего города Фаран, некогда бывшего местопребыванием епископа. Вот в таком месте мы и оказались после нескольких часов езды из Каира.
 
Фаран. В монастыре пророка Моисея
 
В женской обители всего пять сестер, одна из которых (монахиня Феодосия, родом из Румынии) с любовью нас принимала, а остальные сестры в этот день трудились на послушаниях в горах. В храме пророка Моисея мы пропели величание Боговидцу, а владыка Евфимий осенил всех иконой святого пророка, к которой мы с благоговением и приложились. В интерьере кафоликона видны колонны, использовавшиеся при строительстве этой новой церкви, но тем не менее относящиеся к IV в. В храме имеется икона Иоанна Предтечи русского письма. Мы также посетили церковь мучеников Космы и Дамиана и храм святителя Геннадия, преподобных Паисия Святогорца и Порфирия Кавсокаливита, а также Успенскую часовню на монастырском кладбище. Вручив матушке Феодосии и ее помощникам скромные подарки из России, мы получили в качестве ответного дара фруктовое угощение – только что сорванные с ветки мандарины из монастырского сада.
 
Угощение для паломников
 
На вершине и склонах близлежащей горы отчетливо видны руины древних строений: предположительно, это остатки часовни Трёх крестов, возведенной на месте, где пророк Моисей воздевал руки, которые были поддерживаемы Аароном и Ором во время битвы израильтян с амаликитянами.
 
Фаран. В храме Боговидца Моисея
 
Ровно в 15.00 мы благополучно добрались до монастыря святой великомученицы Екатерины. Получив ключи от гостиничных номеров и занеся в них чемоданы, мы услышали удары в било, извещавшие богомольцев и иноков о скором начале вечернего богослужения. С первыми ударами колоколов мы вошли в прославленную обитель и направились в собор Преображения Господня: накануне дня памяти святителя Григория Богослова совершалась праздничная вечерня с литией (освящением хлебов, пшеницы, вина и елея). Сольное пение, отсутствие электрического освещения (только свечи), греческий язык, древние стены и колонны (работы по строительству храма начались в 542 году и продолжались 10 лет), изготовленные в XI столетии деревянные двери из ливанского кедра, мозаика и иконы VI века – всё это производило невероятное впечатление, проникало в душу и трогало сердце. По окончании уставного богослужения для нас вынесли ковчеги с главой и кистью руки святой Екатерины. Монах вручил каждому из нас кольцо святой Екатерины, освященное на мощах. А затем, сняв обувь в приделе святого апостола Иакова, наша паломническая группа оказалась в часовне Неопалимой Купины: над корнем объятого пламенем, но остававшегося невредимым куста (Исх. 3 и 4, 1-17) теперь устроен престол, на котором в особые дни приносится Бескровная Жертва – совершается Божественная литургия. Обувь при входе в часовню Неопалимой Купины снимают, памятуя о словах, сказанных Богом Моисею: «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3, 5). Вполголоса мы пропели песнопения в честь Божией Матери, а владыка Евфимий при свете одной лишь тонкой свечи прочел молитву Божией Матери «Неопалимая Купина». После этого нас повели в новый музей, в залах которого представлены иконы (в том числе, всемирно известный «Синайский Спас»), богослужебные книги, церковная утварь, литургические облачения и охранные грамоты… Затем нам показали растущий за апсидой куст Неопалимой Купины и колодец, у которого Моисея повстречался с дочерьми Иофора (Исх. 2, 15-19) и который почитается с III века. Мощи мучеников, убитых в Раифе и в Синае замурованы в стене придела, находящегося справа от главного алтаря и посвященного их памяти. Крышу базилики поддерживают двенадцать колонн по числу месяцев года: в нижнюю часть каждой колонны вложены мощи святых, память которых Церковь празднует в соответствующий месяц. Увиденное и услышанное вызывало неизъяснимые движения в душе, не укладывалось в голове, не воспринималось умом, но при этом пробуждало трепет и благоговение в сердце. Казалось, это сон: ветхозаветные события оживали на наших глазах, можно было потрогать куст Неопалимой Купины, дотронуться до колодца Моисея… История монастырских зданий и строений, мечеть с минаретом на территории обители (были выстроены для кочевников и бедуинов, исповедующих ислам, а также для мусульманских паломников, заходивших на Синай по пути в Мекку), древняя трапезная и книгохранилище – всё это осталось на периферии туристического любопытства.  В заключение нашего знакомства с монастырем нам открыли церковь Успения Пресвятой Богородицы – костницу, в которой хранятся главы и кости усопших монахов. Под застекленной сенью покоится в сидячем положении инок Стефан Синаит (VI в.), упомянутый в душеспасительной книге преподобного Иоанна Лествичника «Лествица»: его тело, облаченное в монашеские одежды, не подверглось тлению, не смотря на прошедшие 1500 лет. Незадолго до ужина и краткого отдыха перед восхождением на гору Моисея произошло весьма значимое событие: в ответ на письмо Сергея Степашина с просьбой разрешить священнослужителям, входящим в паломническую группу ИППО, служение литургии в храме Святой Троицы на вершине Хорива, нам был выдан ключ от церкви – мотивация нашего восхождения на гору Моисея приобрела духовный смысл.
 
На вечернем богослужении в монастыре св. Екатерины
В монастырском музее
У Неопалимой Купины
 
Для многих подняться на вершину горы Хорив и встретить там рассвет – это проверка своих физических сил и дань туристической традиции, сформированной экскурсоводами и путеводителями. Для паломников – это восхождение туда, где Бог говорил с Моисеем; где были вручены Скрижали Завета с начертанными на них Десятью заповедями; где Творец вел диалог со Своим творением – человеком. Поэтому в этом святом месте побеждаются законы естества: синайскую вершину не без труда и усилий покоряют только физически крепкие и выносливые туристы, но наряду с ними на высоту в 2285 м поднимаются и паломники, которые годятся скалолазам в бабушки и дедушки. В нашей паломнической группе была одна паломница по имени Нона, 1942 года рождения: в свои неполные 83 года она без скандинавских палок и деревянных тростей взошла вместе со всеми на вершину горы, чтобы с остальными богомольцами принять участие в Божественной литургии. Глядя на нее, нам было стыдно и неуместно говорить об одышке, скачках давления, повышенной потливости, усталости и боли в суставах. «Божественная благодать, всегда врачующая немощных и восполняющая оскудевающих» была реально явлена в ту синайскую ночь. Бесчисленные миллиарды далеких звезд на небосклоне, темные силуэты гор, освещаемые яркой луной, порывы ледяного ветра, двугорбые верблюды и замерзшие бедуины (проводники и торговцы) – все они были свидетелями и очевидцами нашего твердого и поступательного движения вверх.
 
Расщелина Моисея
 
При прохождении через расщелину Моисея, вспоминается текст Библии: «И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо тебе» (Исх. 33, 21-23). Затем так называемая «Верблюжья дорога» сменяется ступенями, сложенными из валунов и камней: это наиболее сложный участок пути, который с Божией помощью был преодолен всеми 29-ю паломниками, входившими в нашу группу. В начале пятого мы с помощью заветного ключа отворили дверь и вошли в храм Святой Живоначальной Троицы: стены церкви сложены в 1931-1934 гг, но из каменных блоков, датируемых IV-VI вв., поэтому, оказавшись под сводами храма, испытываешь особые чувства от сочетания древности и относительно новой настенной росписи, завывающего за окнами холодного ветра и горящих свечей – единственного источника света и тепла. Вскоре Антон Светликов, паломник из Санкт-Петербурга, получив благословение от владыки Евфимия на облачение в стихарь, начал читать часы. Божественная литургия, сопровождаемая пением московской паломницы Екатерины Шурановой и Преосвященного архипастыря, совершалась вдохновенно и на одном дыхании: молитвы легко восходили от земли на небо в этом особом месте присутствия Божия.
 
Божественная литургия в Троицком храме на вершине Синая
 
По окончании литургии все паломники вышли на открытую часть горной вершины, чтобы полюбоваться восходом солнца, которое окрашивало своими лучами склоны Хорива сначала в шоколадно-коричневые, затем в красно-кирпичные, а потом в песочно-охровые цвета и оттенки. Вдалеке виднелись гора святой Екатерины, на вершине которой были обретены мощи великомученицы, и холм Иофора, откуда Моисей увидел вдали горящий куст (Исх. 3, 1-3).
 
Рассвет на Хориве
 
Спуск занял чуть более двух часов. К сожалению, древняя ступенчатая дорога, по которой паломники традиционно спускались вниз, теперь закрыта: из-за камнепада или землетрясения ступени завалены камнями и горной породой. По пути к монастырю мы увидели церковь пророков Илии и Елисея, устроенную грузинским царем Давидом II (1089-1125) над пещерой, в которой Илия скрывался от Иезавели и где он услышал обращенный к нему голос Божий (3 Цар. 19, 8-18), а также растущий около пруда одинокий кипарис.
 
Позавтракав и немного передохнув, в скором времени мы снова ехали в автобусе – теперь уже на южную оконечность Синайского полуострова. Через три часа езды мы прибыли в Эль-Тур – древнюю Раифу, где в наши дни существует подворье Синайского монастыря. Паломников тепло встретили, открыли храм Георгия Победоносца, в котором красуется иконостас с иконами, выполненными русскими мастерами, а потом еще и напоили чаем и кофе, угостив каждого восточными сладостями. В храме подворья протоиерей Георгий Крейдун совершил молебен святому великомученику, после чего мы с благоговением почтили останки инока Григория, игумена и строителя Синайской обители. Рядом с подворьем расположена мечеть – бывшая церковь Успения Божией Матери: под спудом в ней почивают мощи святой мученицы Марины, подвизавшейся в мужском образе. Своевременным и благотворным для наших ног, преодолевших в этот день километры пути по камням и горным склонам, оказалось посещение термальных источников Моисея. Ближе к вечеру мы вернулись в монастырскую гостиницу.
 
На монастырском подворье в Раифе
 
«Купальни Моисея»
 
В 5 часов утра субботы мы долготерпеливо ожидали, когда бедуин-привратник откроет нам дверь в монастырь святой Екатерины, в кафоликоне которого по окончании монашеского правила и полунощницы уже начиналась утреня, а затем – Божественная литургия. Владыка Евфимий, отец Георгий вместе с паломниками заняли места в стасидиях. В полумраке шла своим чередом служба. Получив соответствующее благословение от монастырского священноначалия, игумен Серафим (Кравченко) сослужил за Божественной литургией иеромонаху Порфирию Синаиту. Ровно в 7 часов утра богослужение завершилось.
 
Монастырь св. Екатерины
 
До отправления автобуса в Каир оставалось 5 часов: это было свободное время. Кто-то позавтракал и отдохнул перед дальней дорогой; кто-то еще раз посетил обитель и поклонился ее святыням; кто-то отправился на гору святой Епистимии; а кто-то отважился на посещение заброшенного монастыря и церквей в долине Вади Эль-Ледж. Однако эта попытка не увенчалась успехом: путь туда смельчакам преградила туристическая полиция. Наши планы экспромтом изменились: воистину посланные нам свыше подростки согласились по научению их отца провести нас за вознаграждение в скит преподобного Иоанна Лествичника. Перед нами стояла непростая задача: на дорогу туда-обратно у нас было всего три часа, хотя обычно этот путь занимает у паломников около шести или даже более часов. Мы шли так быстро, что порой наши опытные проводники просили нас остановиться и сделать передышку. Желание увидеть скит, храм которого воздвигнут над пещерой, где игумен горы Синайской написал свою «Лествицу», нас окрыляло в прямом смысле этого слова: мы мчались по камням, карабкались по валунам, преодолевали спуски и подъемы, при этом успевая сделать фотоснимки. Помолившись и осенив себя крестным знамением, мы незамедлительно выдвинулись обратно: по уже знакомой дороге идти было легче, а путь, казалось, был короче. В стороне остались место встречи Моисея со своим тестем Иофором, женой Сепфорой и двумя сыновьями; старая обитель в честь Божией Матери; монастырское кладбище и холм Аарона, на котором непокорные и засомневавшиеся израильтяне установили золотого тельца. За считанные минуты до отправления автобуса мы всё же успели примчаться к месту встречи. Лишь поздним субботним вечером вся группа благополучно прибыла в Каир.
 
У скита прп. Иоанна Лествичника
 
Воскресный день начался с Божественной литургии в храме преподобного Сергия Радонежского: богослужение возглавил викарий Патриаршего экзархата Африки епископ Луховицкий Евфимий. Владыке сослужили игумен Серафим (Кравченко) и протоиерей Георгий Крейдун. Прислуживали за литургией инок Игнатий и Антон Светликов. Богослужебные песнопения исполнил хор, состоявший из двух местных прихожан и паломницы: пение трио создало молитвенный настрой. Владыка Евфимий по окончании тепло приветствовал паломников из Императорского Православного Палестинского Общества, после чего братское общение продолжилось за завтраком, устроенным Преосвященным хозяином в приходском саду.
 
Храм прп. Сергия Радонежского. Архипастырское слово
 
В тот же день мы посетили Коптский кафедральный собор святого Марка, где осмотрели верхний храм и увидели подаренный Русской Православной Церковью престол, установленный в алтаре. Собор святого Марка построен при Патриархе Кирилле VI на средства Правительства Египта. Закладку собора в 1965 г. провел Президент Египта Г. А. Насер, а в 1968 г. собор освящен Патриархом Кириллом VI в присутствии императора Эфиопии Хайле Селассие I. Часовня апостола Марка устроена в 1968 г., когда глава ап. Марка, вывезенная венецианцами из Александрии в IX в., была возвращена папой Павлом VI Коптской Церкви и помещена здесь. Часовня святителя Афанасия Великого была устроена в 1973 г., после того как Патриарх Шенуда III получил от Римского папы Павла VI часть мощей Афанасия Александрийского, которые были помещены здесь. Перед мощами святителя Афанасия протоиерей Георгий совершил молебен, а перед мощами основателя Александрийской Церкви молебное пение возглавил игумен Серафим.
 
Каир. Место погребения главы ап. Марка
 
«Дерево Марии», под кроной которого скрывалось от палящего солнца и солдат Ирода Святое семейство (нынешнее дерево из рода сикомор посажено в 1672 г.), «Источник Иисуса» и каменную колоду, которую Богородица, по преданию, использовала для стирки белья, в том числе пелен Богомладенца, – всё это мы увидели в коптском комплексе, именуемом Матария.
 
«Дерево Марии»
 
Пещера-крипта и колодец, которые связаны с пребыванием Святого семейства в египетском Гелиополисе, были нам показаны настоятелем церкви в Мустуруде.
 
Мустуруд. Паломники у колодца
 
Вечером мы побывали на смотровой площадке, что на территории Каирской цитадели: оттуда хорошо видны старый Каир и Город мёртвых. А потом все вместе прошлись по ярким и узким улочкам базара Хан эль-Халили: кто-то купил сувениры, кто-то сладости, а кто-то – вкуснейшую египетскую клубнику.
 
Старый Каир
 
10 февраля в свободное перед вылетом время все разбежались по разным местам: одни – в Египетский национальный музей, другие – в Деревню фараонов, а третьи – поехали в Город мусорщиков, где находится монастырь Симеона Кожевника (в этой скальной обители хранятся частицы мощей Иоанна Предтечи и пророка Елисея), а затем – во дворец Маниал.
 
В монастыре Симеона Кожевника
 
Помимо багажа, перегрузка коснулась и карты памяти в фотоаппарате, и личных впечатлений, и ни с чем не сравнимых эмоций, и душевных переживаний, и духовного опыта. Поездка к христианским святыням Египта не просто запомнится надолго: она будет по достоинству оценена и постигнута сердцем и умом лишь с течением времени…
 
Руководитель Паломнической секции ИППО игумен Серафим (Кравченко)
Поделиться: