Отшельник в Сети

Пещерный монастырь Шулдан. Фото: РИА Новости, Сергей Анашкевич
Пещерный монастырь Шулдан. Фото: РИА Новости, Сергей Анашкевич
В субботу Православная Церковь вспоминает святителя Феофана Вышенского – русского епископа XIX века, канонизированного за святость жизни, последние десятилетия которой он провёл в необычном отшельничестве.

Полтора века назад этот блестяще образованный полиглот, кавалер многих орденов на долгие годы заперся в келье, посвятив себя чтению книг и переписке. Как относятся к неофициальному православному покровителю интернета современные монахи, можно ли и нужно ли сегодня ищущим духовного подвига убегать от мира – разбирался корреспондент РИА Новости.

В пещеру с интернетом

«Один мой знакомый иеромонах, склонный к уединению, не раз говорил, что с радостью затворился бы в какой-нибудь пещере без всяких удобств, но с одним условием: в месте своего подвига будущий отшельник непременно хотел иметь скоростной оптоволоконный канал минимум на один гигабайт в секунду», – рассказывает игумен Агафангел (Белых), настоятель архиерейского подворья храма Святой Троицы в белгородской Новотроевке. Он отдал много лет строительству церкви в заполярном Тикси и миссии среди северных народов. Но сегодня на его подворье – практически затвор: несмотря на близость областного центра, транспорт в маленькую деревню не ходит, магазинов вокруг нет, а мобильный интернет капризен и зависит от погоды.

Двадцать лет назад Католическая Церковь провозгласила покровителем глобальной сети святого Исидора Севильского: в VII веке он составил предшественницу Википедии – 20-томную Этимологию, где впервые применил систему перекрёстных ссылок. А наш святитель Феофан, на двадцать лет уйдя в свою келью, написал десятки книг и тысячи писем самым разным людям.

Он уподоблял молитву недавно появившемуся тогда телеграфу: между обращёнными к Богу словами и откликом на них нет промежутка – нужно только, чтобы они шли из сердца; а молитвы из головы не дают луча, восходящего на небо, и не бывают слышны Там.

«Этот же Затворник писал, что можно и при затворенных дверях по миру шататься или целый мир напустить в свою комнату», – говорит отец Агафангел.

Выходит, размышляет он, для монаха не так важно, в большом он монастыре с множеством братии и паломников или в уединённой келье. Важнее состояние его духа и молитва, идущая от сердца. «А интернет… Пусть он, как бездушный инструмент, всеми своими ресурсами тоже поработает на благое дело проповеди Христа и Евангелия. И тогда из далёкой кельи в мир, лежащий во зле, непременно донесётся доброе слово утешения», – убеждён игумен.

Бог без политики

Монахиня Елисавета (Сеньчукова) несёт вполне светское послушание пресс-секретаря Якутской епархии. Много лет назад она уехала из Москвы – в столице слишком многое отвлекало от Бога. Затворничество по образцу святителя Феофана, когда монах в переписку вступает, духовные беседы поддерживает, но наружу, в мир, не выходит, по её словам, – абсолютный идеал монашеской жизни.

«Но то, что мы несём разнообразные послушания в миру, к сожалению, данность, которой не избежать. С другой стороны, если мы постараемся сохранить монашеский образ за стенами келий, мы можем принести много пользы. Людям не хватает молитвы. Людям не хватает разговора о Боге – не отвлечённого, не теоретического, без ценностей или политики, а просто о смысле, который и есть Бог», – считает монахиня.

«А ты бы хотела так же, как святитель, зайти в келью лет на десять и не выходить никуда?» – спрашиваю я.
«Теоретически да. Но практически я для этого слабак», – говорит Елисавета.

Монах – как маяк

Среди православных популярно приписываемое разным отцам Церкви пророчество: один из признаков последних времён – монахи станут жить как миряне. А миряне, в свою очередь, уподобятся бесам. Бывший ректор Якутской семинарии, а сейчас настоятель Покровского собора в кубанском Кропоткине игумен Андрей (Мороз) к этим словам относится серьёзно.

«Апостасия – отступление от веры – может захватить в любой момент, стоит только расслабиться. Конечно, понимание, что Христос скоро придёт, для познавших Его – событие радостное, но христианин должен скорбеть о тех, кому эта радость недоступна», – переживает отец Андрей.

Прихожане одного из отдаленных храмов Якутии на богослужении. Фото: Мария Сеньчукова

Прихожане одного из отдалённых храмов Якутии на богослужении. Фото: Мария Сеньчукова

А ещё он считает, что нет смысла восхищаться монахами древности и говорить, как всё стало плохо сегодня. «Если внимательно читать, никаких иллюзий не останется: как есть сейчас, так всё было и раньше. Кто горячее, кто холоднее, а кто и вовсе никакой», – говорит священник.

«Хороший, святой монах – это маяк на нашем пути к Богу, вот его главное предназначение», – убеждён игумен.

Затвор с загранпаспортом

«Неважно, монах ты или мирянин. Стараясь жить, как учил Христос, человек рано или поздно понимает: то, ради чего он создан, и окружающая реальность, мягко говоря, не совпадают. Что делать? Созерцать красоту Бога, подобно Адаму в Эдеме, – это, кстати, то, к чему как раз и стремились затворники», – размышляет отец Андрей.

Ему я тоже задаю вопрос, не было ли у него желания уйти в затвор.

«А я часто затворяюсь. Например, не зная языков, иногда езжу за границу. Знаю, что вокруг люди, они даже ходят вокруг меня, но они для меня – как духи: поговорить с ними я не могу», – смеётся игумен.

Прохожие в Старом городе в Праге. Фото: РИА Новости, Стрингер

Прохожие в Старом городе в Праге. Фото: РИА Новости, Стрингер

Поделиться: