МОСКВА, 15 фев – РИА Новости, Артем Буденный. Православные христиане 15 февраля отмечают Сретенье Господне. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в пятницу Всенощное бдение в столичном Храме Христа Спасителя, а в сам праздник проведёт Литургию в Успенском соборе Московского Кремля, сообщает официальный сайт Русской Православной Церкви (РПЦ).
Празднование Сретения Господня было установлено в Византии в 544 году. По преданию, в 540-х годах в Антиохии произошли землетрясения, наступили болезни. Верующие провели в день Сретенья Господня крестный ход и всенощное бдение. После этого несчастья отступили. Сегодня Сретенье Господне – один из 12 главных церковных праздников. Также 15 февраля в Церкви отмечают Всемирный день православной молодёжи. В Русской Православной Церкви его ввели в 2002 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Сретенье Господне (по-русски – «встреча») напоминает о встрече старца Симеона с младенцем Иисусом Христом, родители которого, Мария и Иосиф, принесли его в Иерусалимский храм через 40 дней после рождения.
По иудейской традиции мальчиков-первенцев полагалось посвящать Богу: отдавать для служения в храм. Однако можно было просто «выкупить» ребёнка, принеся жертву Богу. Ещё иудеи должны были принести благодарственную жертву всесожжения: за то, что Бог послал ребёнка. Третья жертва, которую должна была принести Богородица в тот день – жертву очищения, поскольку предполагается, что все люди наследуют первородный грех Адама и Евы. Как поёт царь Давид, «я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя» (Пс. 50:7).
«Богородица, родившая от Духа Святого, и сам Христос от этих законных обрядов должны были быть освобождены. Но и Богородица, и Христос исполняют правду Божию как люди: она как человек, а он как богочеловек, – рассказал РИА Новости настоятель столичного Богоявленского кафедрального собора в Елохове протоиерей Александр Агейкин. – Это даёт нам понять, что мы призваны к исполнению Закона, что Закон во Христе не отменяется, но нравственно дополняется заповедью любви».
Также Богородица не могла 40 дней посещать храм, после родов «очищаясь от кровей своих» (Лев. 12). Когда она с сыном пришла в храм и исполнила Закон, их встретил старец Симеон. По преданию, ему было более 300 лет. Ему было откровение от Бога, что он не умрёт, пока не увидит рождённого от девы Христа.
Также в тот день младенцу Иисусу поклонилась Анна-пророчица – вдова, служившая Богу постом и молитвой. Она славила Господа и говорила о Нём всем в Иерусалиме.
«Говорят, что символически на Сретение Ветхий Завет встречается с Новым. Ветхий Завет – некое пророческое служение, цель которого – подготовить людей к встрече с Христом, Мессией. Симеон и пророчица Анна – как бы последние пророки Ветхого Завета. Когда Симеон берёт на руки младенца и Анна его прославляет, мы видим завершение ветхозаветного предназначения, пророческого служения», – объясняет Агейкин.
Протоиерей обращает внимание на то, что в празднике Сретения Господня видна Голгофа, а тропарь Сретения заканчивается прославлением Воскресения Христова.
«Дело в том, что в младенце Христе и есть искупление для человечества. Своей смертью на кресте Христос «выкупает» человечество, приносит в жертву самого себя за грехи людей и, таким образом, даёт возможность освободиться от первородного греха», – пояснил священник. Однако, по его словам, освобождение происходит не автоматически, но через таинство крещения и христианскую жизнь.
«Нельзя сказать, что после Его жертвы, Христа, автоматически все стали свободны от первородного греха. «Я есть путь, истина и жизнь», – сказал Он. Если мы идём путём Христовым, то освобождаемся от первородного греха. А если мы лишь сторонние наблюдатели, не живём христианской жизнью, значит, не сопричастны ему. Поэтому Иисус лишь открывает нам такую возможность, возможность встречи с ним», – подытожил представитель Русской Церкви.