Сколько храмов должно быть в Симбирске?
Сегодня в нашей стране открывается много новых храмов, возрождаются старые. Процесс возведения храма, его реставрация – это всегда кропотливый труд священников, архитекторов, инженеров, строителей. На всех этапах работы возникает много спорных вопросов, недоумений. Для того чтобы основные положения о строительстве и реставрации храмов привести в единую систему, Священный Синод утвердил ряд важных документов, один из которых Положение о епархиальном архитекторе. В Симбирской епархии указом митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия тоже введена такая должность. О том, к чему она обязывает, корреспонденту «ПС» рассказал епархиальный архитектор Александр Михайлович Капитонов.
– Александр Михайлович, как внешний вид православных храмов сказывался на общем архитектурном облике Симбирска?
– Симбирск в этом году отмечает юбилей – 370 лет. Православные храмы были главными зданиями и главным украшением города, им подчинялась вся окружающая городская планировка и застройка. Комплекс симбирских монастырей и храмов формировал уникальный и неповторимый по красоте архитектурный ансамбль Симбирска. Подъезжая к городу по тракту или подплывая к нему по Волге, за десятки вёрст можно было любоваться сказочным силуэтом куполов и колоколен. Эту красоту хорошо видно на старинных гравюрах, картинах и фотографиях. В строительстве симбирских храмов принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Михаил Коринфский, Иван Бенземан, Михаил Алякринский, Фёдор Ливчак, Пётр Курочкин.
У Симбирска-Ульяновска очень тяжёлая судьба и сложная история. В советское лихолетье почти все храмы были уничтожены. Город утратил бесценные сокровища и лишился главной части своего духовного и культурного наследия. Разрушены два монастыря, три собора, пятнадцать приходских храмов и два десятка домовых церквей. В настоящее время исторические симбирские храмы частично возрождены: храмовый комплекс в Арском, Воскресенско-Германовский собор, идут работы по восстановлению Спасского монастыря. Очень точно сказал Сергей Степашин, когда рассматривал вопросы программы восстановления православной культуры в нашем городе: «Ульяновская область сегодня пытается ответить добром на то зло, которое здесь, как ни в каком другом городе, было совершено в советские годы, на то, как форсированно были уничтожены здесь православные храмы, какому гонению подвергалось духовенство».
– Сколько в нашем городе нужно храмов и где они должны размещаться?
– За последние десятилетия в городе открылось 39 храмов, а всего в Симбирской епархии службы идут в 102 храмах и 2 монастырях. Храм нужен там, где есть прихожане, там, где живут люди. Приняты рекомендации по размещению храмов, которые учитывают количество верующих прихожан. Храм нужен примерно на 10-15 тысяч жителей жилого района. Исходя из этой рекомендации, в нашем городе должно быть около 50-60 храмов. Храм должен быть расположен не более чем в километровой пешей доступности, чтобы до него было удобно дойти и родителям с детьми, и пожилым людям.
Святейший Патриарх Кирилл сказал: «В России происходит чудо возрождения веры. Мы не можем назвать иначе, чем чудом, то, что народ снова обретает веру православную в своих сердцах, что открываются тысячи храмов и сотни монастырей, что всё больше и больше людей посещают храмы». И в Симбирске мы видим чудо, которое творится на наших глазах – восстанавливаются исторические храмы, строятся новые.
– Какие проблемы Вы видите при планировании размещения новых храмов?
– Храмы особенно нужны в микрорайонах, построенных в советское время, там, где жителей и прихожан больше всего. Но в этих жилых районах размещение храмов никогда не планировалось, места для них не предусматривалось и удобных свободных земельных участков не осталось. Когда строится православный храм, вместе с ним всегда строятся помещения для воскресной школы, для работы с детьми и молодёжью, для службы милосердия и библиотеки. Храм становится центром духовной жизни жилого района. Не учитывает размещение храмов и новый генплан города, который сейчас готовится к рассмотрению на публичных слушаниях и к утверждению. Не планируются места для новых храмов и в строящихся жилых районах. При проектировании жилых районов должны предусматриваться площадки для размещения храмов. Как и в дореволюционном историческом Симбирске, храмы, которые строятся сегодня, должны занимать главное, подобающее им место и положение, перед ними должна быть площадь, их архитекторское решение должно стать украшением для улиц и районов нашего города.
– Какие условия нужно выполнить, чтобы строительство храмов велось комплексно и последовательно?
– Храмы всегда строятся по воле Божией и «всем миром». Как говорил святитель Феофан Затворник, «из всех благодеяний, какими благодетельствует человек человеку, храмоздание есть самое большое и многообъятное». В создании храмов много участников, каждый из которых должен решать свои задачи. Когда есть благословение Божие – создаётся новый приход, выбирается староста приходского совета и назначается священник-настоятель. Они вместе участвуют в выборе земельного участка для строительства храма, оформлении документов, они определяют архитектора-проектировщика и строителей, привлекают в помощники благодетелей и благотворителей. От их слаженной совместной работы во многом зависит успех строительства нового храма. Но чаще вся ответственность и тяжесть работы ложится на священника-настоятеля, он организует слаженную работу прихожан, взаимодействует с административной властью, чтобы работа по строительству храмового комплекса не растягивалась на многие десятилетия. В Москве для поддержки и содействия в строительстве православных храмов принята и действует комплексная Программа «200 храмов», такую программу нужно подготовить и принять и в нашем регионе.
– Что Вы можете сказать о современной архитектуре симбирских храмов?
– Многовековая преемственность и традиция строительства православных храмов были прерваны на 100 лет. Утеряно ремесленное мастерство фигурной кирпичной кладки, сложных столярных и кровельных работ. Сейчас в нашем городе постепенно вновь накапливается опыт, повышаются мастерство, качество, профессионализм проектирования и строительства храмов. Возрождаются традиции симбирского храмового зодчества. Примером может служить комплекс Спасо-Вознесенского собора, который стал градостроительной доминантой для огромной территории улицы Минаева и Засвияжья. В нём использованы архитектурные приёмы, характерные и близкие симбирским храмам.
– Вы – епархиальный архитектор. Какие задачи стоят перед Вами?
– Возрождение этой должности в России вызвано необходимостью координации работы настоятелей, попечителей, архитекторов, строителей и административной власти по размещению, проектированию и возведению храмов, возвращению им прежнего архитектурного значения в застройке города. Епархиальный архитектор – помощник и консультант правящего архиерея по вопросам строительства и архитектуры новых храмов, взаимодействия с государственными органами архитектурного и градостроительного контроля, охраны памятников. Он оказывает содействие в процессах проектирования и согласования исходно-разрешительной документации. Я благодарен за предоставленную возможность хоть в малой мере быть причастным и полезным в работе симбирского храмоздательства.
Беседовал Сергей Николаев