Монастырь святого Мины (Котуанского)

Буланов Л.А.
Женский монастырь Великомученика Мины находится неподалёку от Лефкары, между деревнями Като Дрис и Вавла.

Территория монастыря превращена трудолюбивыми монахинями в подобие райского сада. Вокруг монастыря простираются оливковые и апельсиновые рощи. Архитектурный ансамбль обители напоминает средневековую крепость: преобладают мощные и высокие каменные стены с узкими окнами. 

Двухэтажные монастырские постройки замкнуты по периметру. В центре образованного ими дворика расположен монастырский храм.

Церковь представляет собой однонефную базилику, стены которой не покрыты сплошной росписью, как в других храмах. Главной святыней храма считается расположенное справа от иконостаса конное изображение святого Мины со сценами его жизни и мученичества.

На противоположной стене располагается традиционное конное изображение Святого Георгия как особо почитаемого кипрского святого.

Подлинным шедевром является трехъярусный золоченый иконостас XVIII столетия с резным ажурным амвоном, балкон с цветочным орнаментом.

Праздничный и деисусный ряды алтарной преграды сильно вызолочены, а местный даже не тронут позолотой. Это объясняют тем, что мастер, работающий над иконостасом, был убит грабителями на месте. В память о нём преграду решили оставить незавершённой.

Среди икон алтарной преграды – икона святого Мины, образ Святого Лазаря, икона Богородицы Одигитрии («Путеводительницы») и высокочтимая икона святого Стилианоса.

Святой Мина – один из самых почитаемых на Кипре воинов, в одном ряду с которым находятся Георгий Победоносец, Феодор Тирон, Димитрий Солунский и Феодор Стратилат. Кроме того, Мина считался способным к исцелению людей от малярии. История этого выдающегося святого такова: во времена правления императора Диоклетиана он служил в армии. Когда ему был дан приказ вместе с другими воинами отправиться в Северную Африку для расправы над местными христианами, Мина ушёл из армии и удалился в горы, где вёл отшельническую жизнь.

Однажды Мина пришёл в город с проповедями и обличал людей за идолопоклонничество, за что его отправили в темницу, где, услышав его отказ вернуться к язычеству, подвергли жестоким пыткам и истязаниям. В конце концов, упорного в своих убеждениях блаженного приговорили к смертной казни, а тело его сожгли. Оставшиеся после казни мощи христиане перенесли в Александрию, где они сохранялись в храме, посвящённом Великомученику.

Прихожане храма и многочисленные гости оставляют у образа святого мученика золотые украшения в знак благодарности за ниспосланное смирение, оставление греховной жизни.

Историки не знают точную дату основания монастыря Великомученика Мины на Кипре, но известно, что упоминание о нём присутствует в Парижском кодексе 1562 года. Записи в кодексе гласят, что монастырь был основан в XII веке, но не содержат более детальной информации о зарождении обители.

Также в монастыре сохраняется Евангелие, выпущенное в Венеции в 1606 году, в котором можно увидеть многочисленные записи о повседневной жизни в монастыре, сделанные его насельниками в 1608-1610 годах. В Кипрской митрополии 1727 года представлен подробный список церковного и иного монастырского имущества, а русский путешественник и монах Василий Григорович-Барский, посетивший обитель в 1734 году, описал сам монастырь и чудотворную икону Святого Мины в своём путевом дневнике. Таким образом, до наших дней дошло немало документальных подтверждений существования монастыря в XVI-XVIII веках.

К сожалению, икона Святого Мины, о чудесных свойствах и деяниях которой писал с таким восхищением Василий Григорович-Барский, утеряна безвозвратно.

В середине XVIII века жизнь в бедной и полупустой обители пошла на лад: были восстановлены ветхие строения, возведена новая церковь, украшенная искусными фресками и резным трёхъярусным иконостасом. Дата проведения этих работ (1754 год) указана над южным входом в церковь. Ещё одна надпись, сохранившаяся на восточной стене храма и датированная 1760 годом, рассказывает о том, что в тот период монастырь владел собственной оливковой маслобойней и ремесленными мастерскими. Эти надписи позволяют судить о периоде несомненного процветания обители.

Разорение постигло монастырь после разгрома освободительного восстания 1821 года, в результате которого османы расправились с многими священнослужителями и мирянами и казнили Архиепископа Кипра. К 1837 году в монастыре не было ни одного насельника, а его постройки были сданы в аренду для сельскохозяйственных целей.

В 1965 году разорённая обитель стала домом для восьми монахинь из монастыря Святого Георгия Аламану. Постепенно жизнь в нём начала налаживаться. Сёстры отремонтировали храм, восстановили разрушенные кельи и построили новые, разбили вокруг обители цветники и фруктовые сады. Уже в конце XX века рядом с монастырём были выстроены две новые часовни, посвящённые святым Игнатию и Георгию и преподобному Стилиану – покровителю младенцев и бесплодных женщин.

Насельниками монастыря являются 17 сестер (монахинь). Древние стены хранят атмосферу радушия, благочестия, покоя, мира. После посещения этих мест вы почувствуете, что сюда надо вернуться, – монастырь влечет обратно благочестивые сердца.

С каждым годом растет число паломников из России по святым местам Кипра. Их привлекает чистота, сердечность киприотов, которые пребывают в православии многие столетия, впитали все лучшее, чем богата наша вера.

Хочется отдельно отметить, что монастырь святого Миноса входил в паломническую программу кипрского отделения ИППО в 2015 году под девизом «Через 100 лет ИППО возвращается с паломничеством на Кипр».

Информацию подготовил председатель Кипрского отделения ИППО Леонид Буланов
Фото из архива Кипрского отделения ИППО

Поделиться: