Паломничество в Протарас
Церковь стоит на возвышении 115 метров над уровнем моря. Панорама Протараса и морского побережья очень впечатляет: вокруг открываются необыкновенные виды, которые придают церкви особое возвышение над городом.
Ступеньки, ведущие к церкви (а их всего 170), согласно поверью, играют свою роль. При подъёме и спуске их следует обязательно сосчитать. Если цифры совпадут, то вы счастливчик – грехов у вас не наблюдается. А если вдруг будет расхождение при счёте, то разница цифр укажет на количество ваших грехов. Так гласит народное поверье.
Церковь пророка Ильи в Протарасе – это православная церковь, ныне действующая. Ей около 600 лет. Она имеет круглый купол с крестом на остроконечном пике. Есть здесь и небольшая колокольня с отдельным подъёмом. Форму арки имеет вход в церковь, как и все окна в ней. Изначально храм был из дерева, но из-за практических соображений (сильные ветра были самой главной угрозой для церкви, а в 1785 году пожар уничтожил здание) её перестроили из камня. Церковь снаружи выложена камнем цветом золотистого песка.
Алтарь сделан из дерева, стены белые, украшены фресками, изображающими библейские сюжеты и святых. Вдоль стен стоят лавочки для прихожан. С наступлением сумерек включается освещение внутри и снаружи церкви. Так церковь выглядит величественно и таинственно.
Около входа в церковь растёт «дерево желаний». Местные жители свято верят в то, что если привязать к нему ленточку или повесить небольшой замочек, то сбудется самое заветное желание. Похоже, верят в это предание и паломники, поскольку найти свободное местечко для ленточки становится всё труднее.
За 900 лет до рождения Иисуса Христа царствовал в Израиле нечестивый царь Иеровоам. Он отступился от истинного Бога, впал в идолопоклонство и увлёк за собой весь несчастный народ. С тех пор целая плеяда царей израильских поклонялась идолам. Многие беды претерпели жители страны из-за своего нечестия. Но Господь, по безграничной милости своей, не оставил вероотступников, а пытался вернуть их на путь истинный, посылая им пророков.
Среди них самым пламенным борцом за истинную веру был пророк Божий Илия. Рождение нового пророка Библия повествует так: родился он на востоке Палестины, в городе Фесвит; в момент появления на свет его отцу, священнику, было видение: он узрел неких мужей, пеленавших младенца огнём и влагавших в его уста пламень. Это было предсказанием того, что в зрелые годы слова его проповедей будут подобны огню, и станет он беспощадно выжигать нечестие среди впавших в грех соотечественников. Нарекли новорождённого Илией, что в переводе с древнееврейского означает «Бог мой».
Взрослея, пророк Илия, как и подобает сыну священника, вёл чистую и праведную жизнь, надолго удаляясь в пустыню и проводя время в молитвах. И Господь возлюбил его, ниспосылая всё просимое. Сам же юноша бесконечно скорбел душой, видя вокруг жуткую картину идолопоклонства.
В то время царствовал в стране преемник Иеровоама царь Ахав. Был и он нечестив, но особенно привержена идолам была его жена Иезавель. Она поклонялась финикийскому богу Ваалу и насаждала эту веру израильтянам. Везде строились языческие жертвенники и возводились храмы. Пророк Илия, презрев смертельную опасность, отправился к царю и грозно обличил его во всех творимых им беззакониях, пытаясь убедить в истинности единого Бога их отцов. Видя, что сердце царя непроницаемо для правды, он в доказательство своих слов и для наказания вероотступников наслал силою Божией на всю страну страшную засуху, от которой погиб урожай и начался голод.
Пророк Илия рисковал не только стать жертвой царского гнева, но и вместе с простыми людьми умереть голодной смертью. Однако Бог сохранил ему жизнь. Господь привёл своего пророка в отдалённое место, где была вода, и повелел ворону приносить ему пищу. Ещё одним совершённым чудом было спасение от голодной смерти бедной вдовы из города Сарепта, куда Илия отправился по повелению Божию. За то, что бедная женщина не пожалела для него последнего куска хлеба, её скудные запасы еды Божьей силой сделались неиссякаемыми. Когда же сын вдовы умер от болезни, пророк Илия, явив новое чудо, вернул отроку жизнь. Звали его Иона. Библия повествует о его удивительной судьбе.
На третий год засухи пересохли последние колодцы, везде царили смерть и запустение. Милостивый Господь, не желая продолжения трагедии, повелел пророку Илие отправиться к царю Ахаву и убедить его отвратиться от поклонения бесам. После трёх лет страшных бедствий даже такой нечестивец должен был понять пагубность идолопоклонства. Но от злобы помутнел рассудок царя. Тогда святой пророк, чтобы доказать истинность своего Бога и отвратить царя и народ израильский от идолопоклонства, вызвался состязаться со жрецами Ваала. Те приняли вызов и построили свой жертвенник. Пророк начал молитвами призывать на них небесный огонь. Слуг Ваала было четыреста пятьдесят, а пророк Илия был один. Но услышана была только молитва праведника, и его жертвенник озарился огнём, а усилия жрецов были тщетны. Народ восславил истинного Бога, а посрамлённые жрецы были тут же казнены. Народ наглядно убедился в правоте посланника Божия.
Пророк Елисей стал свидетелем восхождения пророка Илии на небо в огненной колеснице и получил вместе с его упавшей милотию (плащом) дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк Илия.
Со дня огненного вознесения на Небо пророка Илии его почитание в Церкви Христовой никогда не прерывалось. Русская Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Иконописная традиция изображает пророка Илию возносящимся на колеснице с огненными колёсами, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями.
Церковь получила имя святого пророка и достойно несёт его несколько веков, соблюдая православные праздники в честь библейского пророка. В день памяти святого Илии, 20 июля (2 августа), в храме идёт праздничная служба, а возле церкви проводят ярмарку.
Председатель Кипрского отделения ИППО Леонид Буланов. Фото автора