О миротворческой роли ИППО на Ближнем Востоке рассказал в интервью "Голосу России" Олег Озеров
30 января 2013 года Российская государственная радиокомпания «Голос России» опубликовала интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Королевстве Саудовская Аравия, постпредом России при Организации Исламского Сотрудничества Олегом Озеровым, являющимся членом Совета Императорского Православного Палестинского Общества. Дав свою экспертную оценку событиям на Ближнем Востоке, он рассказал и о реакции на заявление Совета ИППО «О защите христиан в регионе Ближнего Востока и Северной Африки», принятом 24 ноября 2012 года.
«Трансформационные процессы на Ближнем Востоке были неизбежны»
«Арабская весна», которую некоторые пытаются трактовать как движение арабских стран к глобальным ценностям, на самом деле стала, в том числе, формой протеста против форсированной глобализации в арабском регионе. Такое мнение высказал посол РФ в Королевстве Саудовская Аравия и по совместительству – постпред России при Организации Исламского Сотрудничества Олег Озеров
Далеко неслучайно, убежден он, это движение зародилось в странах, где власти наиболее решительно проводили неолиберальные реформы – Тунисе и Египте.
«Стартером арабских революций было не только многолетнее диктаторское правление решивших стать монархами президентов, но и внедрение путем проведения верхушечных реформ жесткой неолиберальной модели, которая вызвала глубокую дестабилизацию арабских традиционных обществ»,— считает Олег Борисович Озеров.
Почему громыхнуло именно у арабов? Арабский мир стал, используя терминологию начала ХХ века, самым слабым звеном глобальной неолиберальной цепи. Именно здесь социальные противоречия и имущественные контрасты были выражены наиболее откровенно и в наиболее явной форме входили в противоречие с традиционной эгалитаристской исламской этикой. Поэтому, независимо от того, какие силы изначально преобладали на каирской площади Тахрир, эта волна протеста неизбежно должна была вознести на свой гребень именно традиционалистские силы, включая их самое консервативное крыло.
Результат: арабский, и отчасти весь мусульманский, мир вступает в период долгой и, скорее всего, далеко неспокойной трансформации. И не секрет, что не во всем взгляды России на эти процессы совпадают с точкой зрения ряда ведущих стран исламского мира. Не появляется ли в этих условиях опасность сворачивания диалога России с исламским миром?
— Я бы сказал – диалог продолжается. Как он пойдет дальше — по восходящей или по нисходящей, еще рано делать выводы. Безусловно, у нас есть с рядом государств Ближнего Востока, исламских государств определенные расхождения по путям урегулирования конфликтов, в частности сирийского. Вместе с тем я бы не сказал, что диалога нет. Возьмите приезд в регион в ноябре прошлого года (14–15 ноября) министра иностранных дел России. У него состоялись очень содержательные переговоры с лидерами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Эти переговоры показали, что у нас есть определенные расхождения, но тем не менее это был полноценный диалог. Я думаю, что он будет продолжаться. В том числе и с учетом того, что Россия – страна с очень серьезным компонентом мусульманского населения. Ежегодно более 20 тысяч российских мусульман посещают Королевство Саудовская Аравия с целью хаджа. Диалог, несомненно, будет продолжаться.
— Помимо того что вы представляете Россию в Саудовской Аравии и ОИС, вы лично входите также в Совет российского Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Эта организация выступила недавно с заявлением, в котором выражена обеспокоенность будущностью христианских общин на Ближнем Востоке. Какова была реакция ОИС?
— Очень сложные трансформационные процессы, которые сейчас идут на Ближнем Востоке, видимо, были неизбежны с учетом накопившихся там проблем. Они идут зачастую бурно, с очень большими срывами, конфликтами, в ходе которых под ударом оказывается, например, в той же Сирии, все население. Но в значительной степени оказываются под ударом этноконфессиональные меньшинства как самые уязвимые.
Многие эксперты сейчас задаются вопросом, выживут ли вообще христианские общины на Ближнем Востоке в этих тяжелейших конфликтах. Мы видим, что такие проблемы есть не только в Сирии. Есть проблемы и у коптского меньшинства в Египте, и у других меньшинств, не обязательно христианских.
Здесь Общество может сыграть свою миротворческую роль. Обращение, с которым ИППО выступило, было услышано. В частности, ОИС, возглавляемая г-ном Ихсаноглу, выступила в ответ с двумя заявлениями, и это беспрецедентный случай. Откликнувшись на призыв ИППО, ОИС призвала защищать права христиан. Мне кажется, что это результат очень важный. Наше заявление было очень внимательно прочитано, насколько я знаю, в Центре исламских исследований в Эр-Рияде. Это общественная организация, которая мониторит и исследует процессы развития ислама во всем мире. Иными словами, диалог – межкультурный, межрелигиозный, межцивилизационный, тем более проводимый силами гражданского общества в период высокой турбулентности на Ближнем Востоке, как мне представляется, сейчас востребован как никогда.
Далеко неслучайно, убежден он, это движение зародилось в странах, где власти наиболее решительно проводили неолиберальные реформы – Тунисе и Египте.
«Стартером арабских революций было не только многолетнее диктаторское правление решивших стать монархами президентов, но и внедрение путем проведения верхушечных реформ жесткой неолиберальной модели, которая вызвала глубокую дестабилизацию арабских традиционных обществ»,— считает Олег Борисович Озеров.
Почему громыхнуло именно у арабов? Арабский мир стал, используя терминологию начала ХХ века, самым слабым звеном глобальной неолиберальной цепи. Именно здесь социальные противоречия и имущественные контрасты были выражены наиболее откровенно и в наиболее явной форме входили в противоречие с традиционной эгалитаристской исламской этикой. Поэтому, независимо от того, какие силы изначально преобладали на каирской площади Тахрир, эта волна протеста неизбежно должна была вознести на свой гребень именно традиционалистские силы, включая их самое консервативное крыло.
Результат: арабский, и отчасти весь мусульманский, мир вступает в период долгой и, скорее всего, далеко неспокойной трансформации. И не секрет, что не во всем взгляды России на эти процессы совпадают с точкой зрения ряда ведущих стран исламского мира. Не появляется ли в этих условиях опасность сворачивания диалога России с исламским миром?
— Я бы сказал – диалог продолжается. Как он пойдет дальше — по восходящей или по нисходящей, еще рано делать выводы. Безусловно, у нас есть с рядом государств Ближнего Востока, исламских государств определенные расхождения по путям урегулирования конфликтов, в частности сирийского. Вместе с тем я бы не сказал, что диалога нет. Возьмите приезд в регион в ноябре прошлого года (14–15 ноября) министра иностранных дел России. У него состоялись очень содержательные переговоры с лидерами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Эти переговоры показали, что у нас есть определенные расхождения, но тем не менее это был полноценный диалог. Я думаю, что он будет продолжаться. В том числе и с учетом того, что Россия – страна с очень серьезным компонентом мусульманского населения. Ежегодно более 20 тысяч российских мусульман посещают Королевство Саудовская Аравия с целью хаджа. Диалог, несомненно, будет продолжаться.
— Помимо того что вы представляете Россию в Саудовской Аравии и ОИС, вы лично входите также в Совет российского Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Эта организация выступила недавно с заявлением, в котором выражена обеспокоенность будущностью христианских общин на Ближнем Востоке. Какова была реакция ОИС?
— Очень сложные трансформационные процессы, которые сейчас идут на Ближнем Востоке, видимо, были неизбежны с учетом накопившихся там проблем. Они идут зачастую бурно, с очень большими срывами, конфликтами, в ходе которых под ударом оказывается, например, в той же Сирии, все население. Но в значительной степени оказываются под ударом этноконфессиональные меньшинства как самые уязвимые.
Многие эксперты сейчас задаются вопросом, выживут ли вообще христианские общины на Ближнем Востоке в этих тяжелейших конфликтах. Мы видим, что такие проблемы есть не только в Сирии. Есть проблемы и у коптского меньшинства в Египте, и у других меньшинств, не обязательно христианских.
Здесь Общество может сыграть свою миротворческую роль. Обращение, с которым ИППО выступило, было услышано. В частности, ОИС, возглавляемая г-ном Ихсаноглу, выступила в ответ с двумя заявлениями, и это беспрецедентный случай. Откликнувшись на призыв ИППО, ОИС призвала защищать права христиан. Мне кажется, что это результат очень важный. Наше заявление было очень внимательно прочитано, насколько я знаю, в Центре исламских исследований в Эр-Рияде. Это общественная организация, которая мониторит и исследует процессы развития ислама во всем мире. Иными словами, диалог – межкультурный, межрелигиозный, межцивилизационный, тем более проводимый силами гражданского общества в период высокой турбулентности на Ближнем Востоке, как мне представляется, сейчас востребован как никогда.
Радио «Голос России»
Поделиться: