Слово об о. Иоанне Кронштадтском
Иоа́нн Кроншта́дтский (в миру Иван Ильич Се́ргиев; 19 (1) ноября 1829, село Сура, Пинежский уезд, Архангельская губерния — 20 декабря 1908 (2 января 1909), Кронштадт, Санкт-Петербургская губерния).
Иоанн Кронштадтский был пожизненным действительным членом ИППО с 1891 года, а с 1893 года - почетным. На фото хорошо виден членский знак ИППО на ленте.
Уроженец холодного севера (Архангельской губернии), богоданное чадо благословенной, но бедной дьяческой семьи, питомец высшей богословской школы в Петербурге, почивший, после ее окончания, в 1855 г. занял место священника в Кронштадте при Андреевском соборе, на котором и оставался несменно 53 года до своей кончины. Скромный по воспитанию и характеру батюшка о. Иоанн начинает скромно и тихо свое пастырское делание, извлекая для него полезные уроки из Слова Божия, творений св. И. Златоуста и других древних отцов учителей Церкви, не пренебрегая в тоже время и отечественными богословами, из коих особенным его благоговейным уважением пользовались сочинения Филарета, митрополита московского, и Григория, митрополита петербургского. Ревностно исполняя свое пастырское служение, он, по его собственному признанию, ,,чрез частое совершение богослужения изучил весь круг наших богослужебных книг, познал их мудрый состав и богатство содержания и образы величайшего покаяния грешных и милосердия Божия к кающимся - всю глубину богословия, - всю сладость славословия Божия и дивные хвалы Божией Матери, любовь к Богу и различные подвиги бесчисленных святых“. Строго следя за собою и за своею внутреннею жизнию, ведя непрерывную упорную борьбу с помыслами и страстями, в минуты свободы и отдыха он постоянно отдавал себе самый строгий отчет в своей прожитой жизни, в проведенном дне и в каждой минуте, изливал откровенно на бумагу свои сокровенные покаянные чувствования и благодарения Богу за ниспосылаемые ему скорби, искушения и напасти. Это ,,богопознание и самопознание, приобретенное из опыта“, и составило в результате его книгу: ,,Моя жизнь во Христе“, сделавшуюся настольною у каждого Православного христианина, желающего проводить жизнь богоугодно и свято во Христе, переведенную даже и на английский язык.
Сам испытывавший в ранней юности тяжелую суровую нужду, он не мог равнодушно относиться к нужде и бедности его окружающих людей, а посему каждую свою трудовую копейку охотно отдавал нуждающимся и сиротам. Руководствуясь Словом Божиим: Блажен разумеваяй на нища и, убога (Пс. 67,11), он щедрою рукою благотворил всем, часто не справляясь с тем, как велика его жертва, и может ли она принести нуждающимся действительную пользу. Чтобы сделать свою помощь более действенною, чтобы не плодить тунеядство и назойливое попрошайничество, он пришел к мысли устроить в Кронштадте ,,Дом трудолюбия“, послуживший образцом для других подобных учреждений в России, с, школою, для детей, с мастерскими и ночлежным приютом, и создать приходское попечительство о бедных.
Слава о неусыпном молитвеннике Русской Земли, о пламенном проповеднике покаяния и искусном духовном враче - целителе физических болезней, не поддающихся искусству врачей, быстро из Кронштадта пронеслась по всей Руси великой. Имя батюшки о. Иоанна Кронштадтского сделалось популярным не только среди соотечественников, но и среди иноземцев, не только среди православных, но и среди инославных и даже язычников.
Действенных молитв у престола Божия батюшки о. Иоанна просили и в дни радостей, и в годины несчастий и семейных огорчений не только простолюдины, горожане и купцы, но и вельможи и даже цари. С словом утешения и ободрения, с молитвою на устах шел охотно о. Иоанн и в царские чертоги, и в хижину бедняков. И нечто непостижимое совершалось на глазах у всех нас. Кронштадт, избранный гением Петра для защиты новой столицы России-Петербурга, дотоле известный лишь образованному классу русских людей, как первоклассная морская крепость, где находили себе тихое и безмятежное пристанище морские левиафаны, одетые в броню и уснащенные огнестрельными орудиями, где дотоле сосредоточивалась лишь жизнь наших военных моряков, не отличающихся иногда строгостию нравов, неожиданно для всех делается известнейшим городом по самым отдаленным захолустным весям нашего отечества, притягательным центром для всех истинно благочестивых русских людей.
Спасительный маяк, возженный живительным благодатным огнем глубокой веры и добрых дел ,,батюшки“ о. Иоанна в Кронштадте, стал притягательным центром для всех обуреваемых житейскими невзгодами, в печалях пребывающих, страждущих физическими и духовными болезнями и колеблющихся в вере. На этот спасительный огонь плыли и ехали по суше и водам, шли пешком с сумою за плечами десятки тысяч богомольцев.
Сюда денно и нощно, и письменно, и по телеграфу, и по телефону посылались самые горячие мольбы о молитв, о помощи, о совете и т. д. И благостный, сердобольный о. Иоанн о всех молился, всем соболезновал, всех утешал и никому не отказывал в добром совете.
Пастырь града Кронштадта нередко оставлял свою паству на попечении своих сотрудников и, по усиленным просьбам своих почитателей, объезжал то север, то юг, то приволжские губернии обширной России. Эти его путешествия были, можно сказать, триумфальным его шествием и всюду его встречали восторженные толпы его почитателей. В храмах, где о. Иоанн совершал богослужение, от тесноты и давки делалось богомольцам дурно. За экипажем о. Иоанна бегали толпы народа. На улицах, по которым, он проезжал, встречные народные массы благоговейно и с глубоким почтением обнажали головы и низко кланялись. Не оставлял народ батюшку о. Иоанна в эти поездки и в то время, когда он отдыхал или слегка подкреплял пищею свои изнуренные силы.
Особенно поразительно было народное ,,обожание“ о. Иоанна, когда он сослужил иногда нашим владыкам. Благодарение Богу, и доселе глубоко чтит русский благочестивый народ своих святителей и охотно посещает их священнослужения. В этих случаях, однако же, все внимание молящегося народа сосредоточивалось на обаятельной личности смиренного кронштадтского протоиерея. Под благословение его, по окончании литургии, усиленно стремились сотни и тысячи богомольцев.
У гроба почившего батюшки о. Иоанна один из столичных проповедников, обращаясь к своим братьям-сопастырям, говорил так: ,,Братья сопастыри мои! Это - наш праздник, праздник пастырства. О. Иоанн был наиболее полным и совершенным воплощением доброго пастыря, душу свою полагавшего за овцы, под которым Господь Иисус Христос разумел Себя Самого. И если мы хотим быть солию земли и светом мира, если хотим вести людей к совершенству, быть духовными вождями народа, мы должны идти путем о. Иоанна, изучать его творения, подражать ему и в вере, и в благочестии, и в труде, и в терпении, и во всем“. Да, воистину, на этом ,,великом празднике веры и святой церкви православной“, в лице присно незабвенного батюшки о. Иоанна всему миру, скажем словами Высочайшего рескрипта на имя митрополита петербургского Антония, явлен ,,на вечные времена живой источник вдохновения будущих служителей и предстателей алтаря Христова на святые подвиги многотрудного пастырского дела“. Ныне уже не зерцалом гадания, а, так сказать, лицом к лицу дан живой пример, как высоко поставлен в глазах народа верующего пастырь Церкви, если, по слову Писания: ,,священницы Господни облекутся правдою“ (По. 431, 16). При жизни о. Иоанна и у Гроба его для пастырей, изнемогающих под бременем крестного пастырского служения, а равно и для творящих дело Божие с небрежением или с равнодушною холодностию, решен окончательно вопрос, что в глазах верующих людей жизнь и дела истинного пастыря имеют громадное значение и ценятся выше внешних отличий и самых высоких титулов в иерархии.
Диплом об избрании пожизненным действительным членом ИППО, выданный протоиерею Иоанну Ильичу Сергиеву. Дата избрания на общем собрании 21 мая 1891 г., дата выписки диплома 30 июля 1891 г.
Место хранения диплома - Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге
Императорское Православное Палестинское Общество вместе со многими другими бесчисленными в России благотворительными и просветительными Обществами имело счастие всегда пользоваться благосклонным вниманием о. протоиерея И. И. Сергиева. В 1887 году о. Иоанн прислал в Общество первую свою щедрую лепту, а с 1891 года, когда он был избран в число пожизненных действительных членов Общества, выразив в благодарственном письме на имя Совета такое желание: ,,По мере сил буду и впредь стараться сочувствовать благотворительным целям Общества“, он делается особенно усердным вкладчиком пожертвований на нужды Общества. В некоторые годы (как напр., 1891 и 1892 г.г.) о. Иоанн почти ежемесячно присылал 100-рублевые взносы».