111 Библия хронология

Сотворение мира
Сотворение человека (Адама)
Изгнание из рая
Каин и Авель
Всемирный потоп
Проклятие Хама
Рождение Авраама
Вавилонская башня
Союз Бога с Авраамом

Переселение Авраама в Ханаан
Агарь. Рождение Измаила от Авраама
Явление ангелов, возвестивших о рождении Исаака
Содом и Гоморра
Рождение Исаака
Исааку 13 лет, изгнание Агари с Измаилом
Жертвоприношение Исаака
Смерть Сарры
Женитьба Исаака на Ревекке
Рождение Иакова
Переселение семьи Иакова в Египет
Рождение Моисея
Исход из Египта (Исх.12:40)


Сотворение человека.
Адам и Ева

Адам и Ева - «прародители», первые люди на земле.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...» (Быт 1:26-28).

Во второй главе Книги Бытия приводится другая версия:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. .. И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (2:7-9, 15-17).

Потом Бог создал из ребра Адамова женщину, Еву, чтобы у Адама была помощница. Адам и Ева счастливо жили в Эдеме (райском саду), однако затем согрешили: поддавшись на уговоры дьявола в образе змея, съели запретный плод с древа познания, стали способными совершать как хорошие, так и дурные поступки. За это Бог изгнал их из рая, сказав Адаму: «...в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (3:19). Еве же Бог сказал: «...умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт 3:16). «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим 11–15).

По христианским представлениям, первоначально человеку было уготовано бессмертие. Об этом свидетельствуют библейские мудрецы: Соломон и Иисус, сын Сирахов: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (ПремСол 2:23–24).

Согрешивший Адам уже не кажется Богу достойным великого дара бессмертия. «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт 3:22–24).

В Новом Завете Адам (букв. «земля, краснозем») олицетворяет человека в его плотской, слабой, греховной ипостаси, человека тленного, то есть смертного. Таким он будет, пока не одержит победу Иисус Христос. На смену «ветхому Адаму» придет «новый Адам». Об этом писал святой апостол Павел в Первом послании к коринфянам: «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий... Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба... И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор15: 21–22, 45, 47, 49).

Ева («жизнь») «прославилась» в веках неуемным любопытством, из-за которого поддалась на уговоры змея (дьявола) и съела запретный плод с древа познания добра и зла, да еще и мужа подбила на грехопадение. Сей легкомысленный поступок, с одной стороны, обрек первых людей и все человечество на всевозможные бедствия, а с другой, привел к попытке человека стать хозяином своей судьбы.

У Адама и Евы были сыновья: Авель, Каин и Сиф, который появился на свет, когда Адаму было сто тридцать лет. После рождения Сифа Адам прожил еще 800 лет, «и родил он сынов и дочерей» (Быт 5:4). Путеводитель по Библии





{mospagebreak}

Всемирный потоп

В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Книга Бытия





Золотой телец

Золотой (златой) телец — библейский образ, первоначально не имевший никакого отношения к обличению богатства или поклонения ему. Эпизод, подробно изложенный в книге Исход, — один из многих, повествующих об искоренении идолопоклонства как религиозного заблуждения.

В Десяти Заповедях, дарованных израильскому народу, содержалось и требование «не сотворить себе кумира» перед лицом «Бога живого». «Не делай предо мною богов серебряных, богов золотых» (Исх 20:4–6).

Однако, пока Моисей беседовал с Богом на горе Синай, народ, оставшийся без вождя, потребовал от Аарона, брата Моисея, сделать им видимого и осязаемого бога. «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил: завтра праздник Господу.

На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть. И сказал Господь Моисею: поспеши сойти отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской» (Исх 32:1–7).

В гневе Бог собрался было истребить весь народ Израиля, но Моисей упросил Его этого не делать.

«И сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения каменные... Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым» (Исх 32:15,19–20).

За свой великий грех идопоклонники были наказаны смертью: около трех тысяч человек по приказу Моисея были убиты одноплеменниками. Так «поразил Господь народ за сделанного тельца» (Исх 32: 35).

В XIX веке, когда широкое распространение христианства сделало борьбу с идолопоклонством неактуальной и когда во весь голос заявил о себе капитал, образ «злата», «златого тельца» естественным образом стал символом материального богатства.

Путеводитель по Библии
http://www.interlit2001.com/bible/zlat.htm


Адам и Ева

Адам и Ева - «прародители», первые люди на земле.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...» (Быт 1:26-28).

Во второй главе Книги Бытия приводится другая версия:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. .. И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (2:7-9, 15-17).

Потом Бог создал из ребра Адамова женщину, Еву, чтобы у Адама была помощница. Адам и Ева счастливо жили в Эдеме (райском саду), однако затем согрешили: поддавшись на уговоры дьявола в образе змея, съели запретный плод с древа познания, стали способными совершать как хорошие, так и дурные поступки. За это Бог изгнал их из рая, сказав Адаму: «...в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (3:19). Еве же Бог сказал: «...умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт 3:16). «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим 11–15).

По христианским представлениям, первоначально человеку было уготовано бессмертие. Об этом свидетельствуют библейские мудрецы: Соломон и Иисус, сын Сирахов: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (ПремСол 2:23–24).

Согрешивший Адам уже не кажется Богу достойным великого дара бессмертия. «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт 3:22–24).

В Новом Завете Адам (букв. «земля, краснозем») олицетворяет человека в его плотской, слабой, греховной ипостаси, человека тленного, то есть смертного. Таким он будет, пока не одержит победу Иисус Христос. На смену «ветхому Адаму» придет «новый Адам». Об этом писал святой апостол Павел в Первом послании к коринфянам: «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий... Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба... И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор15: 21–22, 45, 47, 49).

Ева («жизнь») «прославилась» в веках неуемным любопытством, из-за которого поддалась на уговоры змея (дьявола) и съела запретный плод с древа познания добра и зла, да еще и мужа подбила на грехопадение. Сей легкомысленный поступок, с одной стороны, обрек первых людей и все человечество на всевозможные бедствия, а с другой, привел к попытке человека стать хозяином своей судьбы.

У Адама и Евы были сыновья: Авель, Каин и Сиф, который появился на свет, когда Адаму было сто тридцать лет. После рождения Сифа Адам прожил еще 800 лет, «и родил он сынов и дочерей» (Быт 5:4). Путеводитель по Библии


{mospagebreak}

Вавилонское столпотворение

Вавилонская башня — башня (столп) высотой до небес, которую, согласно библейской легенде, начали строить после всемирного потопа внук Хама Нимрод (Нимврод) и другие потомки Ноя, чтобы было где укрыться в случае нового потопа. Другим мотивом послужила непомерная гордыня людей, их стремление «сравняться с богами». Разгневанный дерзостью людей Бог «смешал их языки» (они перестали понимать друг друга), «рассеял их по всей земле, и они перестали строить город».

«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, [люди] нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола (ил) вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли... И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать... Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт 11:1-7).

Не понимая друг друга, люди прекратили строить Вавилонскую башню и рассеялись по всей земле, а это место получило название Вавилон — «смешение».

Библейский Вавилон находился на территории современного Ирака. В 1898 г. на берегу Ефрата немецкий археолог Роберт Кольдевей начал поиски следов исчезнувшего города Вавилона. На выполнение этой задачи археолог потратил восемнадцать лет своей жизни и обнаружил останки Вавилонской башни, которая представляла собой массивное, монолитное внутри, многоярусное сооружение (зиккурат) в честь бога-покровителя Вавилона Марджука. Предположительно башня была высотой 90 м с квадратным основанием со сторонами длиной 90 м, от которой сохранились лишь отдельные фрагменты фундамента и гигантский холм щебня. По подсчетам, для возведения этой башни было использовано около 85 млн. кирпичей. Монументальная лестница вела к верхней платформе башни, где устремлялся в небо двухэтажный храм. Найденные археологами глиняные таблички с надписями дают информацию о религиозных ритуалах, отправлявшихся в данном храме и позволяют утверждать, что каждая секция башни имела свое особое значение. Башня трижды разрушалась и реконструировалась за 3-тысячелетнюю историю своего существования, и пришла в упадок под властью персов и македонцев в VI-V веках до н.э.

В Библии Вавилон выступает олицетворением греха. Так в Откровении Иоанна Богослова появляется образ «вавилонской блудницы»: «Я покажу тебе суд над великою блудницею... Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр.17:1-5).

Библейский сюжет строительства Вавилонской башни породил и продолжает рождать массу ассоциаций, нашедших отражение в мировом искусстве.

{mospagebreak}

Золотой телец

Золотой (златой) телец - библейский образ, первоначально не имевший никакого отношения к обличению богатства или поклонения ему. Эпизод, подробно изложенный в книге Исход, — один из многих, повествующих об искоренении идолопоклонства как религиозного заблуждения.

В Десяти Заповедях, дарованных израильскому народу, содержалось и требование «не сотворить себе кумира» перед лицом «Бога живого». «Не делай предо мною богов серебряных, богов золотых» (Исх 20:4–6).

Однако, пока Моисей беседовал с Богом на горе Синай, народ, оставшийся без вождя, потребовал от Аарона, брата Моисея, сделать им видимого и осязаемого бога. «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил: завтра праздник Господу.

На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть. И сказал Господь Моисею: поспеши сойти отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской» (Исх 32:1–7).

В гневе Бог собрался было истребить весь народ Израиля, но Моисей упросил Его этого не делать.

«И сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения каменные... Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым» (Исх 32:15,19–20).

За свой великий грех идопоклонники были наказаны смертью: около трех тысяч человек по приказу Моисея были убиты одноплеменниками. Так «поразил Господь народ за сделанного тельца» (Исх 32: 35).

В XIX веке, когда широкое распространение христианства сделало борьбу с идолопоклонством неактуальной и когда во весь голос заявил о себе капитал, образ «злата», «златого тельца» естественным образом стал символом материального богатства. Путеводитель по Библии



{mospagebreak}

Жертвоприношение Исаака

Согласно библейскому рассказу (Быт.22:1-19), Бог пожелал испытать силу веры Авраама и повелел ему принести своего любимого сына Исаака «во всесожжение» «в земле Мория», «на одной из гор». Авраам, не колеблясь, повиновался. На третий день пути Авраам с Исааком взошли на указанное Богом место. Придя на место, Авраам «устроил жертвенник», связал Исаака (отсюда традиционное еврейское название истории), «положил его на жертвенник поверх дров» и уже занёс над ним нож (поскольку жертву, приносимую Богу во всесожжение, следовало сначала заколоть, а затем сжечь), когда ангел воззвал к нему с неба: «Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». (Быт.22:11-12)

Вместо Исаака в жертву был принесён баран, а Господь поклялся: «благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего». (Быт.22:16-18)

В раннехристианской доктрине жертвоприношение Исаака рассматривается как предсказание мученичества Христа. По мнению Отцов Церкви Иисус сам указал на эту историю как на прообраз предстоящей его голгофской жертвы: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин.8:56). Это мнение содержится уже в трудах Иринея Лионского (II век), Григория Богослова (IV век) и развивается последующими богословами. Ими сравнивается послушание Исаака воли Авраама и Иисуса воли Бога Отца, несение Исааком дров на гору называется прообразом несения Иисусом Креста, а его путь на гору — крестным путём на Голгофу. По причине такого толкования Православная церковь использует рассказ о жертвоприношении Исаака как паремию для вечерни пятницы пятой недели Великого поста и Великой субботы. Академик




Поделиться: