11111Патриарх Тихон


15 января 2008 г.

Сегодня в Российской государственной библиотеке состоялась презентация книги «Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года» управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента. В истории Императорского Православного Палестинского Общества есть страницы, связанные с далекой епархией на американском континенте

На презентации книги «Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года». Фото С.Власова
На презентации книги
«Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года».
Фото С. Власова


Обширная монография, вышедшая в начале 2009 года, с большой полнотой охватывает почти двухвековую историю «Русской Аляски» — с момента открытия берегов Аляски в ходе Второй Камчатской экспедиции в 1741 году и вплоть до 1917 года.

Выбор темы не случаен для автора, несшего в 1980-е годы послушание управляющего Патриаршими приходами в США и Канаде. В то время епископ Климент неоднократно посещал Аляску, встречался с православными жителями полуострова, собирал материал для предстоящей работы.



В соответствии с хронологическим принципом, работа разбита на две самостоятельные части соответственно с двумя периодами истории: «русским», когда Аляска была частью Российской империи, и «американским», начавшимся в 1867 г. Для окормления коренных жителей Аляски была создана специальная епархия, которая вела очень активную деятельность и получила распространение по всему Североамериканскому континенту.

В исследовании собраны воедино и систематизированы материалы по церковной истории, в том числе уникальные данные, которые ранее не включались в исследования. Проанализированы многие спорные вопросы; восполнен существенный пробел в историографии, почти не уделявшей внимания периоду после продажи Аляски Соединенным Штатам.

Книга написана с использованием обширного архивного материала, документов, писем и фотографий. Открывают книгу отзывы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и президента РАН Ю. Осипова, почетного члена Императорского Православного Палестинского Общества.

В истории Императорского Православного Палестинского Общества есть страницы, связанные с далекой епархией на североамериканском континенте.




Письмо Председателя ИППО великого князя Сергея Александровича
епископу Тихону о правилах сбора пожертвований.
15 декабря 1903 г.


Например, сохранились документы, отражающие переписку Совета ИППО, самого Председателя ИППО великого князя Сергея Александровича с епископом Алеутским и Аляскинским (с 1898 г.) позднее Алеутским и Североамериканским (1900–1907 гг.) Тихоном (Белавиным, избранным Патриархом Московским и всея Руси в 1918 году) по поводу сборов пожертвований в пользу Палестинского Общества.


Патриарх Московский и всея Руси Тихон,
бывший епископом в Северной Америке в 1898-1907





Сообщение ИППО для епископа Тихона, Алеутского и Аляскинского
о принятии его в пожизненные Действительные члены ИППО


«За теплое сочувствие к целям и деятельности на пользу Святой Земли» епископ Тихон был избран в 1900 году пожизненным Действительным членом ИППО.

Так Императорское Православное Палестинское Общество соединяло в своей деятельности на Святой Земле разные континенты и страны.

Книга будет интересна всем, кто интересуется русской историей и историей православия до революции.

Фото документов ИППО с сайта журнала ВЕРНОСТЬ — FIDELITY № 62 — 2006
По материалам сайта Патриархия.ру

http://www.ippo.ru/novosti-2009-g./v-rossiyskoy-gosudarstvennoy-biblioteke-sostoyalasj-prezentatsiya-knigi-russkaya-pravoslavnaya-tserkovj-na-alyaske-do-1917-goda.html

У мемориальной доски на одном из старинных домов по улице Диджиойи в Вильнюсе в день избрания нового Предстоятеля Русской Православной Церкви появились цветы. Здесь с 1914 года несколько лет жил будущий Патриарх Московский и всея Руси Тихон, причисленный в 1989 году к лику святых. В 1900 году он был избран в пожизненные Действительные члены Императорского Православного Палестинского Общества. В старой Вильне ему пришлось встретиться с высокими особами императорской фамилии, которые тоже участвовали в делах Общества.


Патриарх Московский
и всея Руси Тихон


«В списке знаменитых русских, жизнь которых связана с Литвой, сотни и сотни имен. Многие из них хорошо известны, другие, как имя Патриарха Тихона, лишь в наши дни возвращены из нарочитого забвения»,— сказала Ирина Арефьева, председатель общества православного просвещения в Литве «Живой колос», добившегося два года назад установления памятной доски.

Будущий Патриарх, а тогда еще архиепископ Виленский и Литовский Тихон (в миру Василий Белавин), возглавлял Литовскую кафедру с начала 1914 до середины 1917 года. В Вильнюсе он встречал 14 сентября 1914 года императора Николая II, который возвращался из прифронтовой зоны.


Император Николай II в военной форме.
(Из коллекции В. Милевского)


После встречи с представителями города, император отправился в Свято-Духов собор, где его встретил приветственной речью архиепископ Тихон. После краткой молитвы с провозглашением многолетия Царствующему Дому и христолюбивому воинству Его Величество проследовал в пещерную церковь, где приложился к мощам святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия.

Приняв в благословение от Литовского архиерея икону с ликами этих Угодников Божиих, император поднялся в главный храм. Ему были представлены члены Совета Свято-Духовского православного братства, состоявшего под покровительством самого государя.

Государь остался очень доволен приемом в Вильне, а жители города испытали прилив патриотических чувств.

А через неделю после визита императора в Вильне вновь принимали высоких особ – великого князя Константина Константиновича Романова с супругой и четырьмя сыновьями. Повод для их приезда был печальный: в боях с немцами в Восточной Пруссии, под Ширвиндтом, где воевали все пятеро братьев Романовых, был смертельно ранен один из них – 22-летний Олег Константинович.


Великий князь, корнет Русской армии Олег Романов


Великий князь Константин Константинович Романов, внук императора Николая I, писал стихи под псевдонимом К.Р., в которых ощущалась христианская чуткая душа. Четвертый сын Константина Константиновича – Олег унаследовал литературные дарования отца, уже в лицее увлекался русской литературой, творчеством А. С. Пушкина. Юный князь мечтал об издании всех рукописей великого поэта, часть он даже успел напечатать, и это привлекло внимание широкого круга исследователей к изучению автографов поэта. Но князь Олег Константинович выбрал военную карьеру, пошел воевать на фронт Первой мировой войны, где он получил смертельное ранение. А ведь буквально за 2,5 месяца до трагедии в начале июля Олег Константинович побывал в Бари, на строительстве подворья и храма святителя Николая, осуществляемого Императорским Православным Палестинским Обществом. Перед самой смертью князю успели вручить Георгиевский крест, пожалованный ему императором за храбрость в бою.

На следующий день, 30 сентября 1914 года, в лечебнице, где скончался корнет, владыка Тихон в сослужении городского духовенства совершил литию по безвременно погибшему воину.

1 октября в Константино-Михайловской церкви, которую в народе называют «Романовской», поскольку возведена она по случаю 300-летия Царствующего Дома Романовых (на ее освящение 9 мая 1913 года приезжала великая княгиня Елизавета Федоровна, Председательница ИППО), архиепископ Виленский и Литовский Тихон отслужил панихиду по рабе Божием Олеге в присутствии Их Высочеств – родителей и братьев усопшего.

Не прошло и года, как от горя умер отец Олега Константиновича, великий князь Константин Константинович, активно участвовавший в создании Императорского Православного Палестинского Общества. В 1918 году большевики погубили еще трех его сыновей — Игоря, Иоанна и Константина, брошенных в шахту Алапаевска вместе с великой княгиней Елизаветой Федоровной, причисленной в конце ХХ века к лику святых. Мощи Елизаветы Федоровны покоятся на Святой Земле в храме Марии Магдалины, на освящение которого она приезжала со своим супругом великим князем Сергеем Александровичем, в поездке их сопровождал и великий князь Константин Константинович. Эта поездка сыграла решающую роль в основании ИППО.

Святителю Тихону суждено было стать одиннадцатым Патриархом всея Руси и первым после 200-летнего перерыва, когда царь Петр упразднил Патриаршество. Святейший Патриарх Тихон стал во главе Русской Православной Церкви в переломное время не только для Церкви, но и для всей страны. Не раз он подвергался арестам, на него было совершено несколько покушений. По одной из версий, он был отравлен. В 1989 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Тихон первым из новомучеников был причислен к лику святых.

По материалам: Седмица.Ru и Живой колос
 
Поделиться: