Священник Гавриил Григорьевич Сретенский
Фото из альбома РУССКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ И ПОЧИВШИЕ ДЕЯТЕЛИ ИППО 1882–1907.
Изд. ИППО 1907 г.
Здесь он сразу стал под руководство приснопамятного протоиерея А. И. Невоструева. По поручению и под наблюдением мудреца — начальника он выступает на проповедническое поприще — ведет в систематическом порядке в приписной к Казанскому собору церкви во временной тюрьме беседы с заключенными; по поручению Невоструева ходит в разные библиотеки, делает различные справки, извлечения, свод для его ученых работ. Через шесть с половиной лет о. Гавриил Сретенский дьяконом переходит к церкви Успения на Остоженке. Через пять лет после этого умирает его супруга, потеря которой составляла почти непреодолимое препятствие для получения диаконом священнического сана.
В 1870 г. приезжает в Россию и в Москву скромный, но горячо преданный миссионерскому делу архимандрит Николай (Касаткин, позднее ставший почетным членом Императорского Православного Палестинского Общества) — в то время представитель, можно сказать, зерна Православной Церкви в Японии, обращается в то время к иерарху Петербургскому и в особенности к митрополиту Московскому Иннокентию — печальнику и великому деятелю Русской Церкви и русского дела за пределами России, объясняет состояние и надежды небольшой группы православных христиан в Японии, в то же время ищет в Москве людей, которые могли бы способствовать успеху дела в такой далекой стране. Московский протоиерей Амвросий, впоследствии архиепископ Харьковский, указывает архимандриту Николаю человека, способного для содействия миссионерским целям, в лице дьякона Сретенского, рекомендуя его в этом смысле и Высокопреосвященному Иннокентию. Митрополит дает отеческое благословение о. Гавриилу Сретенскому с пожеланием успехов, а архимандрит Николай отправляется в свою далекую Японию с верою в Бога и надеждою на избранного человека. Оттуда, он присылает еще несколько писем Сретенскому, возбуждает его на труд, просит… Нужно было приняться за дело, нужно было пробить брешь в русском обществе и народе для далекой Японии, о которой в России почти ничего не знали.
Нимало не смущаясь от невнимания и равнодушия, уверенный в святости православного дела и в государственном значении миссии в Японии, о. Гавриил Сретенский начинает сеяние во всех кругах русского общества, распространяя сведения о Японии, разъясняет значение ее для России. Затем пишет статью о Японии и значении православной миссии в ней: статья настолько была содержательна и рельефна, что ее с любовью помещают в «Русском вестнике» Михаил Никифорович Катков, отзывавшийся для всех русских интересов и симпатизировавший Японии до конца своей жизни. И вот, потекли различные пожертвования в Японию не только из Москвы, но из разных городов и углов России.
С 1882 года о. Гавриил Сретенский приглашается на новое общественное дело. Возникает в Петербурге Императорское Православное Палестинское Общество, положившее себе великие задачи — учено-археологические, паломнические, государственные. Во главе Общества стоит великий князь Сергей Александрович, а вокруг него группируется значительное число интеллигентных и уважаемых лиц Петербурга. Нужно было сделать известным Общество и его задачи в Москве — сердце православия и русской народности. Выбор пал для этой цели на о. Гавриила Сретенского, потому что многие в Петербурге знали его лично, а в Москве указывал на него как на человека, соответствующего цели, Преосвященный Алексий, впоследствии архиепископ Литовский.
Деятель Японский с опытностью берется за новое дело. Общество становится известным в Москве, а через Москву и в других местах России: привлекается большое число членов в Общество, возбуждается сочувствие к нему, растут материальные средства.
Имя протоиерея Г. Г. Сретенского (вторая доска слева в верхнем ряду) на мемориальной доске деятелей ИППО на Александровском подворье ИППО в Иерусалиме
К заслугам о. Гавриила на общественном поприще можно также отнести его деятельность в 3-м Кадетском корпусе, Синодальном училище церковного пения, Императорской консерватории и других учебных заведениях.
Немало трудов приложил он и к благоустроению храма «Малое Вознесение».
С 1882 года, когда началось сотрудничество о. Гавриила с Императорским Православным Палестинским Обществом, храм «Малое Вознесение» становится известным не только широкому кругу москвичей, но и многим русским людям. Храм стал центром в Москве, где можно было узнать о Святой Земле, получить помощь для самого трудного для русского паломника пути к святыням Иерусалима. Большой четырехэтажный церковный дом становится местом, где в домашней обстановке встречаются у о. Гавриила члены общества из Москвы и Петербурга — историки, археологи, духовные лица, меценаты. В «Путеводителе по Святой Земле», изданном в 1885 г. в Одессе, читаем: «Паломнические книжки продаются в Москве у свящ. Г.Г. Сретенского. Большая Никитская, д. церкви Вознесших».
За два года до своей кончины, в 1888 году, отправляется в паломническую поездку во Святую Землю сам о. Гавриил: он посещает святые места земной жизни Спасителя, приносит бескровную жертву на Гробе Господнем.
Нелёгок был жизненный путь о. Гавриила. Потеряв жену в возрасте 33-х лет, он впоследствии лишился и своих взрослых детей.
Отец Гавриил, очевидно, был похоронен на церковном погосте, рядом со своим храмом. Один из присутствовавших на его погребении так говорил о почившем:
«Обращаясь к твоей жизни, деятельности и взглядам как приходского пастыря, законоучителя и миссионера, я … укажу здесь только одну черту, замеченную мною и резко выдающуюся из числа других. Эта черта — верное понимание цели жизни и назначения человеческого здесь — на земле, вследствие ясного и просвещенного взгляда на неё… Ты увидел в ней не источник радостей и удовольствий, а наоборот, источник скорбей и бедствий — душевных и физических. Поэтому труд и деятельность ты предпочитал и ставил выше всякого другого времяпровождения, спокойного и беззаботного» (МЕВ. 1890. N 16. С. 222-223).