Вознесение. Программа телестудии «Неофит»

По окончании Пасхальных дней апостолы вернулись домой, в Галилею. Весной рядом с ней можно ставить только сам Рай – море пахнет фруктовым садом, горы пушатся живым ковром, а над розовым снегом Ермона парят орлы. Где еще могла пройти Его жизнь?

Однажды Петр, Фома, Нафанаил, братья Заведеевы и еще двое учеников отправились ловить рыбу, но за всю ночь не смогли поймать ничего. На рассвете их Кто-то окликнул с берега: «Дети! есть ли у вас какая пища?» (жители окрестных городков часто покупали прямо из лодок) – но они отвечали Ему: нет. Тогда Незнакомец посоветовал закинуть снасть по правую сторону от лодки. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Привыкшие к чудесам, они даже не сразу сообразили, что происходит. Только Иоанн шепнул Петру: «Это Господь».

Точно так же три года назад Христос призвал их к апостольству. Людям было тесно у воды, тогда Он попросил немного отплыть и стал учить народ из лодки Симона. А когда закончил говорить, сказал Петру: «Отплывите на глубину и там ловите» — «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но сделаю, как Ты велишь».

Едва не порвав сеть, они наполнили две лодки так, что те начали тонуть. Тогда Симон обхватил ноги Иисуса, и ни за что не соглашаясь отпустить их, в ужасе закричал: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный!» — «Не бойся; отныне будешь ловить человеков».

И теперь, как тогда – не совсем понимая, что делает – Петр наспех прикрыл свою наготу одеждой и бросился вплавь. Остальные налегли на весла – до суши оставалось метров сто. На берегу все было готово к уютному завтраку. Иисус попросил вытащить чудесный улов, а потом пригласил всех поближе к огню, подал рыбу и хлеб.

Это было уже третье явление Воскресшего Христа апостолам. Что-то преобразилось в Нем, и они не сразу узнавали Учителя. Он внезапно появлялся и так же исчезал, проходил сквозь запертые двери и не давал прикасаться к Себе, если не было крайней необходимости. Никто не смел спросить Его: Кто Ты? Но каждый трепетно наслаждался своим счастьем, понимая, что рядом не просто Наставник, а Живой воплотившийся Бог.

Когда они обедали, Господь отошел к самой кромке воды и подозвал Петра: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Последний раз Учитель называл его полным именем в Кесарии Филипповой, когда Петр впервые исповедал Его Христом. Момент был торжественный. «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя».

Иисус повторил Свой вопрос трижды – так же, три раза, в ту страшную ночь от своей Любви он отрекся. Голова беспомощно пала ниц: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». – «Паси овец Моих».

После этого Христос предупредил, что гораздо более суровое испытание ожидает Петра в старости, когда как свидетель Воскресения он будет казнен, и повторил слова призвания: «Иди за Мною».

Пророчество сбылось при Нероне: Симон был распят в Риме вниз головой. Сохранилось два его письма, в последнем из которых апостол говорит, что знает о приближении кончины. И ждет ее, потому что если любишь кого-нибудь по настоящему, то обязательно разделишь его участь. И в смерти, и в бессмертии.

Приближалось лето. Юная Церковь сияла такой радостью, что о ней говорила и спорила вся округа. Когда Иисус впервые после Крещения пришел в Свое отечество и стал учить о Лете Господнем, земляки в ярости повели Его на вершину горы, чтобы сбросить. Сейчас на склоне собиралась молодая община – человек около пятисот, которых называли назарянами. Здесь были и родственники Иисуса, которые прежде чуждались Его. Не было только старшего из сводных братьев, Иакова, принявшего строжайший пост и говорившего, подобно Фоме, что не уверует, пока не увидит Воскресшего собственными глазами.

Все мечтали о том же: для иудея приход Мессии означал Конец Света, и люди хотели знать, что теперь делать. Ответ Господь дал Сам. «Приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века».

Господь навсегда оставил людям Себя. Этот дар еще не вполне вмещался в сознание. По-настоящему его смогут оценить только те, кто не жил на земле непосредственно рядом с Христом. Кто тайно и явно, будет встречать Его во все века, во всех уголках вселенной.

В 34 году разъяренные фанатики, ненавидевшие последователей Иисуса, схватили архидьякона Стефана и повели в синедрион. Старейшины разрешили проповеднику защищаться. Тогда, начав от Авраама и перечислив главные пророчества о Мессии, он стал говорить о Вознесении Христа словами Исаии: «Небо – престол Мой, и земля – подножие Мое; Какой Дом построите вы Мне? И где место Моего пребывания? Не Моя ли рука сотворила всё сие?» Когда Стефан сказал, что видит Сына Человеческого, стоящего рядом с Богом, толпа ринулась на него и, уведя за город, побила камнями.

Убийцы мученика сложили свои одежды у одного юноши – фарисея из Тарса по имени Савл. «В те дни,— пишет апостол Лука,— произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. А Савл терзал церковь, входя в дома и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу». Тарсянин дошел до того, что выпросил у первосвященника письма в Дамасские синагоги, чтобы выискивать назарян там и связанных доставлять синедриону.

На пути в Сирию его внезапно осиял свет с неба, и он встретил Христа. «Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? – Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна».

Через три дня безжалостный инквизитор принял крещение и стал столь же ревностным апостолом Павлом. Как и многие христиане, он погиб все при том же Нероне. Был обезглавлен как римский гражданин. Других бросали львам, облив смолой, сжигали, варили в кипятке, сдирали кожу, но они упорно продолжали стоять на своем: «Христос Воскрес».

Иногда у римлян возникал вопрос: а можно ли так страдать за убеждения, если ты в них не уверен? И, подумав, они, как правило, тоже становились учениками Иисуса.

В городе было спокойно. Правда, ходили слухи о том, что Назарянин воскрес, и многие Его видели. И даже командир римской роты уверял, что Распятый был Сыном Божиим. Но Пилат больше не хотел об этом слышать. Он прекрасно знал, что первосвященники подкупили воинов, охранявших гроб Иисуса, и те объявили, что ученики выкрали Тело ночью, когда стража спала. Конечно, поверить в то, что караул действительно спал тогда, мог только тот, кто очень хотел в это поверить. Но прокуратора объяснение вполне устраивало: он выпутался из кризиса и даже наладил отношения с Иродом, так стоит ли обращать внимание на то, что говорят люди? Лучше поскорей все быть. К тому же, надвигалась Пятидесятница, за Пасхой второй по величине праздник, и надо было подумать о том, чтобы очередное массовое скопление богомольцев не привело к каким-нибудь новым неприятностям…

О настроениях властей апостолы, конечно, не знали, но, ободренные Христом, вышли из Галилеи уже без прежнего страха. Исполненные радостных предчувствий, человек около ста двадцати, они спешили в Иерусалим, чтобы успеть к сороковому дню после Воскресения. Так просил Господь.

Собрались в Малой Галилее – местечке на Елеонской горе, где традиционно останавливались их земляки, приходившие на поклонение. Когда они ели, неожиданно появился Иаков. Не зная, как его примут, он некоторое время собирался с духом, и, наконец, сказал: «Я Его видел… Иисус велел принести стол и хлеб. Потом Сам взял хлеб и благословил, и преломил, и дал мне со словами: «Брат Мой, ешь хлеб свой, ибо восстал Сын Человеческий из спящих».

Это была трогательная минута: Иакова все уважали и ценили за праведность. Его выберут первым епископом Иерусалима. Даже враги будут восхищаться его нравственными качествами. При огромном стечении народа его вызовут на судилище: «Ну, расскажи нам о Распятом?» — «Вы спрашиваете меня об Иисусе? Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы». Люди закричат «Осанна!», а начальники иудейские воскликнут: «О! И сам праведник в заблуждении!» и сбросят его с городской стены.

Но это будет только в 63 году, а сейчас… Сейчас начались поцелуи, объятия. В наступившем волнении апостолы даже не сразу заметили, как в горнице появился Христос. Он благословил трапезу и снова заговорил о исполнении пророчеств. «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день. Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». – Как Один из вас! Как сказано у Исаии: «Через познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет». Господь объяснил, что «познание» от сотворения мира означает соединение. Соединение Бога и Человека, которое свершилось на Кресте.

После этого Христос повел их в сторону Вифании. Кто-то опять не удержался и спросил: «Не сейчас ли восстановишь Ты царство Израилю?» И на этот раз Господь ответил строго: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

Больше они не смели заговаривать. Каждый решил просто довериться Ему, запастись терпением и ждать. Что бы ни было дальше, все будет прекрасно, потому что Он рядом. Любимый, Родной и Живой. Вернувшийся домой с победой.

Пребывая в такой благодушной, благоговейной детской растерянности, словно это был сладкий, радостный сон, они увидели, как Христос поднял руки, благословил их и окутанный облаком стал медленно отдаляться от них и возноситься на небо.

Он уже скрылся из виду, а они все стояли и молча глядели ввысь, не имея сил уйти от этого мгновения. «Вдруг предстали им два мужа,— пишет апостол Лука,— в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Тогда, очнувшись, они понесли свою светлую грусть домой.

И только материнское сердце было не в покое: «Раны Его не исчезли. Он вознесся с истерзанной плотью к Отцу. Значит, терзания не кончились? Значит, Он и дальше будет нести на Своих плечах наши грехи, нашу немощь, нашу скорбь, нашу боль? И дальше будет спасать мир ценой Своих мучений? Сколько же они еще продлятся, Сыне Мой?»

Программа телестудии «Неофит»

теги:
Троица
Поделиться: