Благословенная Сирия: её святые и святыни

руководитель Паломнической секции ИППО игумен Серафим (Кравченко)
С 27 по 30 марта в Сирии находилась парламентская делегация во главе с заместителем Председателя Государственной Думы Российской Федерации А.Ю. Кузнецовой.

В состав российской делегации вошли Председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, Первый заместитель Председателя Комитета по международным делам Алексей Чепа, Первый заместитель Председателя Комитета по культуре Дмитрий Певцов, член Комитета по бюджету и налогам Айрат Фаррахов, представительницы «Союза православных женщин», а также почетный член Императорского Православного Палестинского Общества О.И. Фомин и руководитель Паломнической секции ИППО игумен Серафим (Кравченко). Членов Совета ИППО сопровождал руководитель Сирийского отделения ИППО г-н Мишель Аль-Тали.

Помимо встреч с представителями Парламента Сирийской Арабской Республики, состоялись переговоры А.Ю. Кузнецовой с супругой Президента Сирии Асмой Аль-Асад. Обсуждались вопросы, которые затрагивались на недавней встрече президентов Сирии и России. В  рамках визита члены делегации посетили Центр протезирования и реабилитации при Представительстве Русской Православной Церкви в Дамаске, российскую авиабазу Хмеймим, клинику университета Тишрин в г. Латакия, приняли участие в работе круглого стола «Семья. Традиции. Милосердие». Однако наиболее яркой и духовно значимой частью программы нашего пребывания в Сирии стало посещение древних храмов и монастырей Антиохийской Православной Церкви.

 Дамаск. Патриаршая резиденция. Встреча парламентской делегации из России с викариями Блаженейшего Патриарха Антиохийского Иоанна Х.

Антиохийская Церковь основана святыми апостолами Петром и Павлом. Из нее вышли такие известные святые, как равноапостольная первомученица Фекла; священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский; святитель Косма, епископ Маюмский, преподобные Андрей Критский, Ефрем Сирин, Симеон Столпник, Исаак Сирин, Иоанн Дамаскин, Симеон Дивногорец и Иоанн Мосх. В Антиохийской Церкви начинал свою деятельность святитель Иоанн Златоуст. Иерархи Антиохийской Церкви принимали активное участие в деятельности Вселенских Соборов, неоднократно председательствовали на них. Огромное значение в становлении христианского богословия имела антиохийская школа экзегетов, которая приобрела известность благодаря целому ряду выдающихся церковных писателей, защищавших христианство против язычников, иудеев и еретиков и выделявшихся научным объяснением Священного Писания в противоположность мистически-аллегорическим устремлениям представителей александрийской школы. В 451 г. Антиохийская Православная Церковь приобрела статус Патриархата. В XIII в. резиденция Антиохийских патриархов была перенесена в Дамаск.

Каукаб. Монастырь Видения св. ап. Павла

Наше паломничество началось с посещения Патриаршего монастыря Видения святого апостола Павла, расположенного в 18-и км южнее Дамаска, между селениями Артоз и Каукаб, на месте явления Господа гонителю христиан Савлу и чудесного обращения Савла ко Христу (Деян. 9, 1-9; 22, 3-11). В древности люди знали о святости и важности этого места: некогда здесь был построен монастырь, известный как «Монастырь святого Павла». От него сохранились несколько обработанных камней (верх коринфской колонны, два колодца для сбора дождевой воды), рвы и основания большого здания. Между вулканическим холмом и римской дорогой можно заметить руины церкви и разбросанные куски черепицы, оставшиеся от этой постройки. Часть обтесанных камней, принадлежавших старому строению, уже давно использована в современных зданиях. Однажды местные крестьяне нашли здесь среди мусора золотую кадильницу, и эта находка не оставляет сомнений в том, что здание было христианским, а не языческим храмом. Упоминание о монастыре можно встретить в средневековых источниках времен Крестовых походов, например, в книгах «История Иерусалима» Джека Фитри, «Описание Востока» Бокока и некоторых других. Обитатели соседних деревень называют это место «холмом святого Павла». Значение этого места для православных подчеркнул Московский Патриарх Алексий I (+1970), в 1965 г. пожертвовав средства на строительство круглого храма на вершине холма. При Патриархе Антиохийском Игнатии (+2012) опустевший монастырь был обновлен: на его территории теперь находятся храм, христианский просветительский центр и величественный памятник апостолу Павлу.

Дамаск. Торговые ряды на рынке Аль-Хамидия

Дамаск. Успенский собор

Затем наш путь лежал в Дамаск – древнейшую из современных столиц и один из старейших городов мира. Дамаск – родина Елиезера, распорядителя в доме Авраама (Быт. 15, 2), и Неемана, военачальника царя Сирийского (4 Цар. 5, 1-27). В Дамаск Господь направил пророка Илию (3 Цар. 19, 15), этот город посещал пророк Елисей (4 Цар. 8, 7-15), здесь был устроен жертвенник Богу (4 Цар. 16, 9-11) Пророк Исаия упоминает Дамаск как столицу Сирии («глава Сирии – Дамаск» (Ис. 7, 8)). Апостол Павел проповедовал среди дамасских иудеев (Деян. 9, 19-22).

Первым пунктом посещения был центральный рынок Аль-Хамидия, расположенный в старом городе: основной рынок представляет собой улицу длиной почти километр, накрытую железной крышей. Начинается он от бывших ворот Победы (Баб ан-Наср) и заканчивается у колонн, являющихся остатками древнеримского храма Юпитера. На центральной и боковых улицах находятся сотни магазинов и лавок, в которых продаются всевозможные товары. Рынок был построен в 1780-х годах при султане Абдул-Хамиде I, поэтому и носит название Аль-Хамидия. Однако несколько столетий тому назад, вероятно, на этом самом месте располагалась торговая площадь, на которой и была вывешена на всеобщее обозрение отсеченная по повелению халифа правая рука преподобного Иоанна Дамаскина, обвиненного в измене из-за подложных писем византийского императора Льва III Исавра. С исцелением отсеченной десницы Иоанна Дамаскина связана история возникновения иконы Божией Матери «Троеручица».

Дамаск. Большая мечеть Омейядов: мраморная усыпальница, в которой, по преданию, находится часть главы св. Иоанна Крестителя.

Пройдя через рыночные ряды Аль-Хамидия с запада на восток, мы оказались на небольшой площади: перед нами возвышались огромные стены Большой мечети Омейядов, основанной халифом Аль-Валидом в 708–714 гг. как государственная мечеть Омейядов на древнем священном участке в центре города. Будучи самым ранним примером органичного преобразования ранневизантийской христианской базилики в колонную мечеть, она отчасти унаследовала планировочные идеи, материалы и фрагменты предшествующих культовых сооружений: предполагаемого храма арамейского бога Хадада (IX в. до н. э.), античного святилища Юпитера Дамасского (I-II вв. н. э.) и возведенной при императоре Феодосии I базилики святого Иоанна Крестителя (конец IV в., заново возведена около 629 г.), в которой некогда хранилась великая святыня – часть главы Иоанна Предтечи, возможно, привезенная в Дамаск из Эмессы (ныне – город Хомс), где она хранилась в IV веке. Мусульмане, завоевав Дамаск в 635 г., гарантировали иноверцам неприкосновенность всех храмов. Но в начале VIII в. этот город становится столицей Омейядского халифата – огромного государства, простиравшегося от Западной Индии до юга современной Франции, и его правитель повелел построить в центре мечеть под стать величию молодой исламской империи. Многие архитектурные элементы и материалы снесенного христианского храма использовались при возведении мечети Омейядов. Согласно преданию, в VIII в. строители наткнулись на гробницу, на которой не было ни единого намека на то, кто в ней похоронен. Решив разрушить ее, они нанесли несколько ударов, но из камня тотчас же пошла кровь. По приказу халифа Аль-Валида место обнаружения реликвии не тронули: над ним установили колонну, которую позднее заменила деревянная усыпальница, сгоревшая в 1893 г. В конце XIX в. на этом же месте возвели мраморное купольное сооружение, которое с тех пор находится прямо в центре молельного зала под сводами основного здания. Так одна из величайших христианских святынь оказалась в стенах Большой мечети Дамаска: мусульмане почитают пророка и праведника Яхъи (Яхйи), отождествляемого со святым Иоанном Крестителем. Недалеко от почитаемой как мусульманами, так и христианами усыпальницы, расположена средневековая купель для крещения.

Дамаск. Прямая улица

Пробравшись сквозь лабиринт дамасских переулков и тупиков, мы вышли на главную улицу – ту самую Прямую улицу, которая упоминается в книге Деяний Апостольских (Деян. 9, 11): здесь, в доме Иуды, несколько дней жил ослепленный Савл (Деян. 22, 11) – в будущем апостол Павел, который в этом же доме Иуды прозрел и был крещен апостолом от 70-и Ананией (Деян. 9, 17-19). Дом Иуды не сохранился, место чудесного прозрения и крещения святого апостола Павла никоим образом не отмечено, но осознание того, что упомянутые новозаветные события происходили именно здесь, на этой улице, вселяют в сердце каждого христианина благоговение и трепет.

Дамаск. Ворота Баб Шарки

С восточной стороны старого города к Прямой улице примыкают ворота Баб Шарки, построенные в I в.: через них, возможно, проходили апостол Павел, первые епископы и священники, ранние христиане. В XII-XIII вв. эти городские ворота были надстроены.

Дамаск. Храм-крипта в доме св. ап. Анании

Зато сохранился дом апостола Анании: в глубоко ушедшем под землю здании сейчас устроен храм в честь святого апостола от 70-и. Назвать церковь святого Анании традиционной церковью сложно, фактически это крипта – подземный храм, восходящий ко временам античного христианства. В 1820 г. монахи-францисканцы приняли решение перестроить дом в часовню. Дальнейшие изменения были внесены в 1893 и 1973 гг., они и придали подземной церкви ее нынешний вид. Материальные и письменные свидетельства доказывают, что дом святого Анании являлся важным местом собрания первых христиан. Сегодня он представляет собой очень простое подземное строение: это две небольшие комнаты с голыми каменными стенами. В настоящее время церковь принадлежит католической общине.

Дамаск. Ворота Баб Кисан

С именем святого апостола Павла связаны и ворота Баб Кисан – одни из семи ворот Дамаска, расположенные в юго-восточной части крепостной стены.

Прозревший после крещения Савл «тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий» (Деян. 9, 20), тем самым приводя «в замешательство иудеев, живущих в Дамаске» (Деян. 9, 22). О причинах и обстоятельствах своего бегства из столицы Сирии апостол Павел пишет в своем Послании к христианам Коринфа: «В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук» (2 Кор. 11, 32). Согласно преданию, бегство апостола состоялось у ворот Баб Кисан, некогда римских ворот Сатурна, превращенных в 1939 году в церковь святого Павла, «что с окном», находящуюся в ведении греко-католиков. В церкви показывают корзину – якобы точную копию той, в которой спускался со стены апостол Павел. «Бегство Святого Павла» изображено на гипсовом барельефе в восточной части часовни, а на стенах имеются панно, выполненные российскими иконописцами: они повествуют о событиях из жизни апостола Павла.

Дамаск. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы

Неподалеку от Римской арки, стоящей на Прямой улице, в центре старого Дамаска находится Успенский кафедральный собор Антиохийской Православной Церкви ("Канисат Мариамие" – Церковь Марии). Возникновение на этом месте христианского храма относится к IV столетию, впоследствии он не раз перестраивался: последний раз – после антихристианского погрома в 1860 г. Тогда же в соборе был сооружен мраморный иконостас, а в конце XIX в. была воздвигнута колокольня. Под сводами главного храма Антиохийского Патриархата хранятся древние иконы. Некоторые предметы богослужебной утвари, в том числе позолоченное облачение на престол, были подарены в разные годы Русской Православной Церковью.

Дамаск. Патриаршая резиденция

Рядом с кафедральным собором находится Патриаршая резиденция, строительство которой было начато в середине XVII в. на средства, привезенные Антиохийским Патриархом Макарием III из Москвы. В одном из залов Патриархии наша делегация была принята викариями Блаженнейшего Патриарха Иоанна Х.

Особое значение в отношениях Антиохийской и Русской Православных Церквей имеет Представительство Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока, которое было учреждено в марте 1958 г.: первым представителем Московского Патриархата в Дамаске был архимандрит Иоанн (Вендланд; впоследствии – митрополит). В 1974 г. при епископе (впоследствии – митрополите) Серапионе (Фадееве) было построено новое здание Представительства Русской Православной Церкви в районе Малки (Дамаск); тогда же был освящен домовый храм в честь святого священномученика Игнатия Богоносца, первого архиепископа Антиохийского. При архимандрите Александре (Елисове), который дольше всех представлял Русскую Православную Церковь в Дамаске (2002-2013 гг.), был произведен капитальный ремонт домового храма и здания Представительства. С мая 2022 года нашу Церковь и Московского Патриарха представляет в Сирии архимандрит Филипп (Васильцев). Сегодня Представительство Русской Православной Церкви поддерживает постоянные контакты с Антиохийским Патриархатом, осуществляет церковно-дипломатическое служение в пределах канонической территории Антиохийской Церкви, а также несет ответственность за пастырское окормление русскоязычной православной диаспоры. В храме Представительства хранится ковчег с частицей мощей святого великомученика Иакова Персиянина.

В предусмотренный программой нашего пребывания в Сирии день наша паломническая группа, включая парламентариев и священнослужителей, общественных деятелей и представителей бизнес-сообщества, посетила Маалюлю – небольшой городок, жители которого (как христиане, так и мусульмане) до сих пор говорят на одном из наречий западного ново-арамейского языка. На схожем языке разговаривал и Господь Иисус Христос. Около двух третей населения Маалюли составляют христиане (примерно поровну православные и греко-католики), около одной трети — мусульмане. Христианское богослужение в храмах и монастырях совершается на арамейском, греческом и арабском языках.

Маалюля. Древний престол в монастыре свв. мчч. Сергия и Вакха.

Первым на нашем пути был греко-католический (мелькитский) женский монастырь мучеников Сергия и Вакха, основанный в 313-325 гг. Современный монастырский комплекс относится к XVII в., при этом в соборном храме сохранились два древних престола. Некогда эта обитель была резиденцией епископов Маалюли, принимавших участие в I-V Вселенских Соборах.

Маалюля. Расщелина, через которую спасалась бегством св. равноап. Фекла

Затем мы направились пешком к близлежащему ущелью: согласно житию святой равноапостольной Феклы, ученица апостола Павла спаслась бегством от посланных ее отцом воинов через образовавшуюся в горной породе расщелину (горы расступились перед святой Феклой, в результате чего образовался узкий коридор в скале). Путь через ущелье – путь святой первомученицы Феклы Иконийской – привел нас к обители, названной в её честь.

 Маалюля. Монастырь св. равноап. первомученицы Феклы

Маалюля. Монастырь св. Феклы: святой источник и вход в часовню, где почивают мощи св. равноап. Феклы

Маалюля. Монастырь св. Феклы: интерьер усыпальницы, где почивают мощи св. равноап. Феклы

Женский православный монастырь святой Феклы – это жемчужина Маалюли; почитаемое и посещаемое не только христианами, но даже и мусульманами место. Основание обители относится к IV веку. В расположенный на склоне горы монастырь можно попасть, преодолев немалое число ступеней. Специфика местного ландшафта обусловила многоярусную архитектуру монастыря: на одном уровне – монастырская «площадь», откуда можно попасть в главный храм и зал для приема гостей и паломников; вновь поднявшись по каменной лестнице, паломники оказываются чуть выше – в своего рода гроте, где находятся старая церковь с каменным престолом, святой источник и дерево, возраст которого исчисляется веками. В расположенной здесь же древней часовне, высеченной в скале и перед входом в которую необходимо снимать обувь, хранится главная святыня монастыря – гробница с мощами святой равноапостольной первомученицы Феклы. Сами мощи почивают под спудом: они будто скрыты за орнаментированной мраморной стеной, напоминающей собой иконостас. В период захвата Маалюли террористами монастырь подвергся значительному разорению: было сожжено большинство икон, почти полностью уничтожена библиотека, подверглась поруганию церковная утварь, пострадали монастырские строения. В настоящее время восстановительные работы продолжаются.

Сайедная. Патриарший монастырь Рождества Пресвятой Богородицы

Днем ранее члены Совета ИППО игумен Серафим (Кравченко) и О.И. Фомин в сопровождении руководителя сирийского отделения ИППО Мишеля Аль-Тали посетили Сайеднаю – небольшой город, находящийся к северу от Дамаска. Значение и этимология данного топонима до конца не ясна: одни возводят название селения к словам «сайда» (госпожа) и «найя» (наша), другие прослеживают семантическую связь со словами «сайд» (охота) и «дная» (место).

 Сайедная. На встрече с игуменией Патриаршего монастыря.

Но как бы ни обстояли дела с местной топонимикой, главным достоянием Сайеднаи остаются храмы и монастыри, первый из которых и наиболее значимый во всей Сирии – ставропигиальный (т.е. находящийся в непосредственном ведении Антиохийского Патриарха) православный женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. По преданию, в 547 г. император Юстиниан I во время своего похода против персов остановился в пустынном месте, на расстоянии примерно 40 км от Дамаска. Жара и жажда сподвигли византийского базилевса на поиски источника воды. Вдалеке Юстиниан увидел газель, которая, спасаясь от преследователей, остановилась на вершине горы. В тот момент, когда император уже был готов выпустить стрелу, внезапно появился яркий свет, сходящий с неба, а газель превратилась в женщину, облеченную в белоснежные одежды. Она сказала ему: «Ты не убьешь меня, Юстиниан, а построишь на этом месте церковь и монастырь». Затем Пресвятая Богородица повторно явилась императору и показала ему план, по которому должен быть построен монастырь. Первой настоятельницей обители стала сестра византийского императора Юстиниана, поручившая одному из паломников привезти из Иерусалима икону Божией Матери с Богомладенцем. Доставленная икона с тех пор является особо чтимой святыней монастыря: по преданию, это одна из четырех икон, написанных евангелистом Лукой. На местном наречии этот образ называется «шагура», то есть «знаменитая», «всем известная». В течение многих столетий икона находится в пещерной часовне, перед входом в которую необходимо снимать обувь; хранится образ в серебряном ларце, находящемся в нише за металлической решеткой. Имеются в обители и другие древние иконы, датируемые V-VII вв., а также средневековые рукописи. Архитектура монастыря поражает паломников и туристов неимоверным количеством ступеней, лестничных переходов и террас, с которых открываются великолепные виды на окрестности Сайеднаи.

Сайедная. Монастырская часовня-ротонда в честь Пресвятой Богородицы.

Поклонившись чтимому образу Пресвятой Богородицы и совершив перед ним краткую молитву, мы направились к расположенной на склоне горы (вне монастырских стен) часовне в виде ротонды: это место связывают с явлением Божией Матери.

Сайедная. Монастырь св. ап. Иоанна Богослова.

Проехав мимо монастырского погоста и кладбищенского храма, мы оказались около храма (монастыря) святого апостола Иоанна Богослова, в котором имеются древние иконы и сохранились настенные росписи, а также грот святого Иоанна.

Сайедная. Мужской монастырь Херувимов.

В нескольких километрах от Богородице-Рождественской обители на вершине горы Каламон находится православный мужской монастырь Херувимов. Еще в III в., во время преследования христиан язычниками, на этом месте подвизались монахи-отшельники: на территории монастыря можно увидеть несколько пещер. К XVI в. здесь остались одни развалины, и лишь в 1982 году монастырь был возрожден при Патриархе Игнатии IV.

Поделиться: