Член Совета ИППО Олег Фомин прочитал лекцию о христианстве в Сирии в пресс-центре РИА Новости

5 июня 2013 года в рамках мультимедийного проекта «ЛектоРИА» член Совета Императорского Православного Палестинского Общества О. И. Фомин прочитал лекцию, посвященную истории и современному положению христианства в Сирии.
По его словам, история христианства в этой стране насчитывает 2 тысячи лет, это очень большой временной пласт, который в заданном лекционном формате можно осветить лишь схематично.


Из Священного Писания известно, что при сошествии Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, они смогли понимать и говорить на арабском языке. В те времена арабские племена уже населяли территорию современной Сирии. В I веке на этих землях получило распространение монофизитское христианское учение яковитов.

Большим арабским племенем, принявшим христианство, стало племя таглиб. Есть даже мнение, что если бы ислам вместе с персидскими завоевателями пришло в эти края не через 500 лет, а немногим позже, то представители таглиба охватили бы христианским учением весь регион, не оставив исламу возможности для распространения.

Христианство приняли десятки арабских племен, среди них например, достаточно многочисленное племя набатеев, всем известен знаменитый город Петра в Иордании, это творение их рук.

Известно племя арамеев, считается, что на арамейском языке говорил Христос, впоследствии они ушли в яковитство, другие арабские племена в основном исповедовали православие. Арамейский язык и сейчас еще можно услышать в Сирии, например совсем недавно, находясь в Седнайе, докладчик попросил одну девушку прочитать «Отче наш» на арамейском. Очень красиво звучит древняя молитва на этом языке.

В Антиохии появление христианства зафиксировано в 37 году н.э. Сейчас в Дамаске находятся представительства греко-православных, греко-католиков и сиро-яковитов.

Из Сирии вышли такие известные святые, как Иоанн Дамаскин, Роман Сладкопевец, Игнатий Богоносец.

Современные христиане, хотя и не являются большинством в Сирии, но они внесли свой весомый вклад в развитие философии, культуры, архитектуры, науки, политическое устройство сирийского государства… Сейчас здесь находится 11–12 христианских конфессий. Можно сказать, что их нынешнее положение гораздо более благоприятное, нежели 100 лет назад во время османского владычества. В то же время оно не является простым, учитывая различные течения среди мусульманского неоднородного большинства, хотя Сирия и является хорошим примером межконфессионального и межрелигиозного баланса.

Докладчик привел высказывания предстоятелей нескольких христианских конфессий, свидетельствующих об уважении друг к другу и желании предотвратить отток христиан из страны из-за военных действий.

Далее О. И. Фомин дал развернутые характеристики существующим конфессиям среди христиан.  Среди них больше всего православных верующих — свыше полумиллиона. Ныне правящий Антиохийский патриарх является 158-м по счету. Его паства проживает не только в Сирии, но и в Ливане, США, Европе, Латинской Америке, Австралии, Новой Зеландии, Турции.

С 1960-х годов при переписи населения перестали фиксировать вероисповедание. На тот момент христианство исповедовали было 20% населения, в настоящее время по некоторым оценкам, эта цифра снизилась до 10%, остальные 90% являются мусульманами, в стране много мечетей, много мусульманских священнослужителей, исламских духовных учебных заведений. Конституция гарантирует всем равные права при отправлении культа, при условии, что при этом не нарушается общественный порядок.

Говоря о нынешнем противостоянии в Сирии, докладчик подчеркнул, что сирийский конфликт не носит политического характера, убивают и христиан, и мусульман, разрушают и храмы, и мечети, приверженцы одного вероисповедания могут выражать противоположные взгляды. Святейший Патриарх Кирилл призывает поддерживать все население страны, сирийские христианские лидеры обращаются к миру помочь остановить конфликт, спасти сирийский народ.

Россия оказывает разноплановую поддержку Сирии. Императорское Православное Палестинское Общество при участии Русской Православной Церкви собрало в ходе акции в конце марта — начале апреля около 70 т гуманитарной помощи, это в основном лекарства, которые необходимы в первую очередь раненым и детям. Частями эта помощь переправляется в Сирию и распределяется среди населения, невзирая на вероисповедание.
Поделиться: