К 25-летию избрания Председателем РПО Олега Пересыпкина
23 декабря 2014 года в Центре Императорского Православного Палестинского Общества в Москве состоялось заседание Научной секции, посвященное 25-летию избрания на должность Председателя Российского Палестинского Общества Олега Герасимовича Пересыпкина, в настоящее время почетного члена ИППО, члена Совета ИППО, руководителя секции культурно-просветительской работы.
Олег Герасимович Пересыпкин – доктор исторических наук, кандидат экономических наук, профессор Дипломатической академии МИД РФ, заслуженный работник дипломатической службы России. Работал на дипломатических должностях в Северном Йемене, Ираке, Южном Йемене, в Йеменской Арабской Республике, в Ливии, Ливане. С 1986 по 1993 год – ректор Дипломатической академии и член коллегии МИД СССР. Автор более 20 книг и многочисленных научных и публицистических статей. Член Союза журналистов СССР (1964), Союза писателей СССР (1982). Член-корреспондент Академии российской словесности.
С докладом "Олег Герасимович Пересыпкин в Палестинском Обществе: портрет на фоне эпохи" выступил заместитель Председателя Императорского Православного Палестинского Общества, доктор исторических наук Николай Николаевич Лисовой.
Н.Н. Лисовой напомнил, что 22 июня 1989 года Президиум Академии наук СССР утвердил в должности Председателя Российского Палестинского Общества Олега Герасимовича Пересыпкина.
Прежде чем, перейти к рассказу о годах председательства О.Г. Пересыпкина в Палестинском Обществе Н.Н. Лисовой кратко обрисовал предшествующую обстановку тех лет.
Н.Н. Лисовой и В.Г. Солодовников рядом со своим портретом,
представленном на выставке, посвященной 130-летию ИППО в Манеже, в июне 2012 г.
Слева потрет З.В. Удальцовой
Все 1980-е годы были достаточно сложными для Российского Палестинского Общества, существовавшего при Академии наук СССР. Часто менялись председатели. В 1980 с поста председателя ушла З.В. Удальцова, в 1981 году был избран В.Г. Солодовников. В отличие от предыдущих председателей, людей занятых многими другими обязанностями, он был активным председателем РПО, вникал в историю Общества, входил в его интересы. Он первым поставил вопрос о возврате собственности Императорского Православного Палестинского Общества на Святой Земле. Это, а также факт проведения выездного заседания секции РПО в Троице-Сергиевой лавре, ему вменили в вину и досрочно освободили от председательства в РПО в декабре 1984 года. Документы этого периода опубликованы в последнем, 110-м, выпуске Православного Палестинского сборника.
Следующим председателем РПО распоряжением сверху был назначен А.П. Новосельцев. Это было нарушением устава, по которому председатель избирается общим собранием Общества. И Общество взбунтовалось, отказавшись принять эту кандидатуру. Несмотря на попытки собрать собрания, на уговоры, члены Палестинского Общества не согласились с решением Академии. А.П. Новосельцев некоторое время формально числился Председателем, но по существу никакой работы не велось. Потом на короткий период председателем был избран Р.Т. Ахрамович из Института Азии и Африки. Он был перспективным ученым, но скончался в 1988 году.
Деятельность Российского Палестинского Общества на какой-то момент зависла. Накопившиеся противоречия с Академией не разрешались. 1988-89 годы - это годы ожидания перемен в стране, на Ближнем Востоке. Активно начали говорить о необходимости восстановления отношений с Израилем. В Палестинском Обществе были как сторонники, так и противники такого подхода...
Ученым секретарем РПО был тогда Владимир Афанасьевич Савушкин - человек добросовестный, пунктуальный, много лет проработавший в Сирии, всей душой прикипевший к Обществу, благодаря которому не было упущено ни одной возможности для РПО. Он сказал: "хватит нам мучиться, появляются перспективы работы на Ближнем Востоке, нам нужен дипломат" и предложил избрать председателем Олега Герасимовича Пересыпкина, который был не только действующим дипломатом, но и ученым, автором книг, ректором Дипакадемии.
По словам докладчика, все с радостью согласились на это предложение, и ни разу об этом не пожалели. Олегу Герасимовичу тогда было 53 года, он оказался из тех, кто тоже всей душой прикипел к Палестинскому Обществу. Как сказал Николай Николаевич, который 40 лет состоит в членах Палестинского Общества и видел семерых председателей, "время председательства О.Г. Пересыпкина, было замечательным для Общества, такого кипения не было ни до, ни после него. Мы стосковались по возможности свободно работать".
Назначение было утверждено в июне 1989 года, а в январе 1990 года уже была организована международная конференция такого уровня, рядом с которой нечего поставить за всю историю ИППО и РПО. Это был 5-дневный симпозиум "Россия и Палестина: культурно-религиозные связи и контакты в прошлом, настоящем и будущем", который прошел в Москве, Троице-Сергиевой лавре и Ленинграде. Приехали ведущие специалисты из Америки, Канады, Великобритании, Израиля, Палестины, Ливана, ФРГ. Всех нашли за такое короткое время, и все приехали. В свое время В.Н. Хитрово только мечтал, чтобы Палестинское Общество смогло собрать большую научную конференцию, когда будет интерес к этой теме у научного сообщества и появятся свои специалисты по Святой Земле. Но при Хитрово ограничивались научными чтениями для 15-20 ученых.
Немного приблизиться к той конференции смогли лишь в 2005 году, когда провели двухдневную конференцию ИППО в Иерусалиме на тему «Иерусалим в русской духовной традиции», но состав участников тогда был не такой масштабный, кроме России были специалисты лишь из Израиля и Палестины.
Мало того, в Палестинском сборнике 1992 года удалось издать материалы того симпозиума. Это был уже Православный Палестинский сборник, вышедший под своим историческим названием.
В сентябре 1990 года крупнейшая делегация Палестинского Общества (35 человек) поехала в средиземноморский круиз, в рамках которого прошли научные мероприятия в Египте, а затем в Иерусалиме, где состоялась конференция "Три религии за мир на Ближнем Востоке".
Тогда же О.Г. Пересыпкин предпринял первую попытку наладить диалог с представителями израильской власти, но безуспешно. Встреча прошла с профессором Липпелем, помощником Ицхака Рабина по религиозным вопросам, который в последующую встречу в 1994 году, когда Российское Палестинское Общество уже было переименовано под своим историческим названием, откровенно сказал, что, называясь Императорским Православным Палестинским, Общество не сможет действовать в Израиле. Название отдает какими-то имперскими амбициями, ассоциируется с палестинскими террористами и не интересно для Израиля с точки зрения религии.
Несмотря на холодный прием в Израиле, О.Г. Пересыпкин понимал, что необходимо решить вопросы о собственности ИППО. Поэтому сразу же после своего назначения командировал в 1989 году В.А. Савушкина в Израиль и Палестину для осмотра и обследования объектов ИППО, списка которых у Общества тогда еще не имелось. Посетить все объекты Савушкин тогда, конечно, не смог, но он был первым, кто побывал на Сергиевском подворье, стоявшего с заколоченными окнами представительства ИППО в восточном корпусе, после того, как его покинул представитель ИППО М.П. Калугин из-за разрыва советско-израильских отношений в 1967 году.
Говоря об особенностях управления в Обществе при О.Г. Пересыпкине, Н.Н. Лисовой отметил, что не было келейности принятия решений, все вопросы обсуждались на Совете, и всегда проверялось исполнение всех решений. В Обществе тогда состояло примерно 110 человек, 5-6 входило в Совет, на заседания которого обычно приглашались активисты Общества и специалисты по обсуждаемым вопросам.
В 1991 году, когда распался Советский Союз, Академия наук заявила, что не может содержать штат Палестинского Общества. Н.Н. Лисовой провел параллель с 1915-17 годами, когда Академия наук попыталась отстранить ИППО от научной работы, планируя создать в своей структуре Комитет Палестиноведения. Тогда эти планы не осуществились из-за падения монархии. В 1991 году ученые мужи воспользовались возможностью избавиться от Палестинского Общества, траты на содержание которого составляли две небольшие ставки - ученого секретаря и секретаря-машинистки, плюс немного на командировочные расходы.
Общество оказалось на грани исчезновения, и тогда Олег Герасимович сделал, по мнению докладчика, гениальный ход, обратившись в правительство. Пошел на прием к Р.И. Хасбулатову, О.Н. Сосковцу, В.И. Черномырдину. В итоге 25 мая было принято судьбоносное постановление Верховного Совета Российской Федерации, по которому Обществу было возвращено историческое имя, придан статус международной общественной организации под эгидой России и рекомендовано правительству принять меры к возвращению объектов недвижимости и других имуществ Общества.
Через год В.И. Черномырдин подписал документ, в котором поручил МИДу начать работу по возвращению России Сергиевского подворья в Иерусалиме и восстановить на нем представительство ИППО.
Тогдашний министр иностранных дел А.В. Козырев и "ненастоящий" российский посол в Израиле А.Е. Бовин сделали все, чтобы увернуться от этого поручения. Как пишет Бовин в своих воспоминаниях, поскольку решить вопрос с Сергиевским подворьем им представлялось чрезвычайно трудным и долговременным процессом, они решили вычеркнуть из списка Сергиевское подворье и говорить о непременном возвращении российской стороне участка у пруда Мамилы, так называемого участка на улице Короля Георга.
Пока шли эти процессы в верхах, О.Г. Пересыпкин активно восстанавливал исторический формат Императорского Православного Палестинского Общества. Стоит особо отметить, что не все члены поддержали идею с возвращением Обществу исторического имени и всех изначальных направлений деятельности. Многие покинули ряды ИППО, среди них уважаемые люди, специалисты. Советский образ мышления в них победил, они не видели себя в православии. В новом формате не видели перспективы и борцы с сионизмом, уехали на историческую родину исследователи древней истории, называвшие царя Соломона исключительно на иврите - Шломо... Люди не понимали, что речь шла об изменении всей концепции русского присутствия на Ближнем Востоке. Дипломат-ближневосточник с огромным опытом О.Г. Пересыпкин понимал, что только русское православное присутствие на Ближнем Востоке - это навсегда.
О.Г. Пересыпкин предложил вернуться к той деятельности, которая изначально была заложена в уставе ИППО. Он говорил, если мы хотим вернуться в Иерусалим, то надо развивать паломничество и научную деятельность. В период его председательства до дефолта 1998 года было организовано около 30 паломнических поездок. В группах было по 20-30 человек. В 1995 году одна поездка была организована для 120 человек. Один автобус был для представителей Московской духовной академии, второй - для мусульман, в третьем автобусе находились преподаватели и студенты московских вузов.
Деньги на организацию паломничество выделял В.И. Ресин. Он тогда был первым заместителем Премьера Правительства Москвы, руководитель Департамента строительства. На паломничество 120 человек деньги дал О.Н. Сосковец.
Паломничество О.Г. Пересыпкин хотел положить на твердую основу, для чего планировал купить или построить в Иерусалиме гостиницу для ИППО. Для этого на Святую Землю он посылал внука архитектора А.В. Щусева (который строил Барградское подворье ИППО) вместе с В.А. Савушкиным. Они должны были присмотреть или готовые гостиницы или участок. Поездка была полезной, они приехали с реальными предложениями.
Началась переписка с правительством в целях получения кредита. В поддержку ИППО выступили уважаемые люди, идею одобрили Патриарх Алексий II, который возглавлял Комитет почетных членов ИППО и Иерусалимский Патриарх Диодор. Министерство финансов ответило отказом. Так в 1996 году все заглохло. Но попытки запомнились, и когда представители ИППО приезжали в Иерусалим в 2005 году им предлагали за 9 млн. купить гостиницу.
Идея была абсолютно правильная, к сожалению, и сейчас на Святой Земле русское присутствие реализуется не через ИППО.
Зато научное направление продолжало активно развиваться, проводились значимые научные конференции. Докладчик поделился одним интересным воспоминанием.
В 1994 году ИППО решило отметить 100-летие со дня смерти почетного члена ИППО архимандрита Антонина (Капустина), причем хотели сделать это символично - в храме Вознесения на Елеоне, который он построил, и где находится его могила. Елеонские монахини согласились. Тогда Олег Герасимович сделал попытку начать диалог с осколками зарубежных Палестинских обществ и написал письмо в нью-йоркскую секцию княгине И. С. Багратион с выражением уважения к их работе и приглашением поучаствовать в конференции. Ответ он получил не от нее, письмо было подписано митрополитом Лавром, позднее возглавившим РПЦЗ. Как рассказал Николай Николаевич, на пяти листах было написано, что вы самозванцы, что Палестинские общества за границей никогда вас не признают, что вы ставленники КГБ и в последней строке было написано, что участвовать в конференции они согласны, но в качестве наблюдателей. Как прокомментировал Н.Н. Лисовой, большего от них никто вообще-то и не требовал, но в итоге от них так никто и не приехал, а конференция отодвинулась на полгода из-за ожидания их ответа. "Тем не менее осенью 1984 года мы провели большие Антониновские чтения и для десяти лучших докладчиков организовали поездку на Святую Землю".
О.Г. Пересыпкин - ведущий круглого стола на выставке,
посвященной 130-летию ИППО, в Манеже в июне 2012 г.
Один из дней программы был посвящен Ливану
В 1996 году Олег Герасимович уехал послом в Бейрут, но работа Общества активно продолжалась, постоянно с поддерживалась связь по телефону. В 1997 году ИППО было главным организатором мероприятий, посвященных 150-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме. Было проведено три конференции, в апреле - в Москве, в мае - в Баламандском университете и осенью в Назарете.
В Ливане, где служил послом Олег Герасимович, была подготовлена большая культурная программа, участники конференции побывали в Библосе, Баальбеке, в Амьюне. "С особой торжественностью нас встречали в Амьюне, где до революции работала школа ИППО, - рассказал Н.Н. Лисовой. Жители города высыпали на улицы нас встречать - русские возвращаются! В одном из дворов с нами заговорил по-русски 90-летний старик, который закончил школу ИППО в 1912 году".
Н.Н. Лисовой рассказал, что научная работа проводилась и во время паломничества. В качестве примера он привел эпизод из паломнической поездки на Синай, в которой принимал участие видный историк Ярослав Николаевич Щапов, сам ставший несколько лет спустя председателем ИППО. Прихрамывая, с палочкой, Ярослав Николаевич пешком упорно поднимался по крутой горе и остался на два дня поработать в библиотеке монастыря. Его особенно интересовала одна рукопись XII века, при копировании которой некоторые слова получились неразборчиво. Я.Н. Щапов попросить дать ему этот древний манускрипт, чтобы в точности прочитать и скопировать непонятные места.
Завершая свое выступление, Н.Н. Лисовой подвел итоги председательства Олега Герасимовича для Палестинского Общества: в тяжелые переломные годы он не только сумел сохранить Общество от исчезновения, сделать его самостоятельным, но и укрепил его позиции, развернув все его уставные направления, наладив паломничество, поставив на серьезный уровень научную работу, когда конференции не просто проводились, но и публиковались их материалы. "Нам посчастливилось, что он был нашим председателем на разломе лихих 90-х, он сумел вывести Общество на более высокий уровень, чем оно когда-либо было после революции. Это была одна из вершин. Это было не просто научное Общество, не просто развитие паломничества. Это был поворот внешнеполитической концепции нашей страны на Ближнем Востоке", - подытожил докладчик.
Олег Герасимович Пересыпкин поблагодарил Н.Н. Лисового за его выступление, но подчеркнул, что ему помогали очень многие люди, без которых он ничего не смог бы сделать. Также он добавил несколько своих личных штрихов-воспоминаний. Например, когда он уезжал в Ливан (хотя просился он в Израиль, на Святую Землю, но не пустили), он пришел к Святейшему Патриарху Алексию, который возглавлял Комитет почетных членов ИППО, за советом, кого бы предложить председателем вместо него. Но Патриарх не поддержал его, сказал, что мало того, ты будешь представлять в Ливане меня. И это очень помогло Олегу Герасимовичу наладить тесные контакты с Антиохийским Патриархатом и на высоком уровне организовать конференцию в Баламанде.
Олег Герасимович также вспомнил, что первая конференция 1990 года проходила еще и в Ленинграде, и там очень помог с ее организацией тогдашний председатель Ленинградского отделения РПО, директор Эрмитажа Б.Б. Пиотровский, с которым он был знаком еще со времен своей работы в Ираке, куда Б. Б. Пиотровский приезжал на открытие Багдадского музея.
Анатолий Иванович Исаенко продемонстрировал собравшимся четыре членских билета, которые хранятся у него за более, чем тридцатилетнее пребывание в РПО и ИППО, в том числе билет с подписью О.Г. Пересыпкина. Кроме того, он зачитал цитату из статьи Олега Герасимовича "Палестина близкая", опубликованную в журнале "Эхо планеты" №1 за 1990 год: "Российское Палестинское общество, внесшее заметный вклад в национальную культуру и развитие духовности русского народа, влачит жалкое существование. Мне представляется, что любое научное учреждение, предприятие или кооператив могли бы посчитать за честь оказать помощь старейшему добровольному обществу России. Любой такой жест будет нами воспринят с искренней благодарностью". Копии этой статьи были у каждого члена РПО, не сумевшего купить сам журнал.
Игорь Васильевич Петраков, главный советник Председателя ИППО по международным вопросам, знакомый с О.Г. Пересыпкиным "почти всю жизнь", отметил, что Олег Герасимович уникальный арабист, равного которому вряд ли найдешь в других странах. Он предложил к предстоящему 80-летнему юбилею О.Г. Пересыпкина провести конференцию, посвященную его таланту дипломата. "Это нужно нашей молодежи, которая еще только учится", - заметил Игорь Васильевич.
Н.Н. Лисовой поддержал эту идею и назвал О.Г. Пересыпкина уникальным специалистом по арабским диалектам, сравнив его с дореволюционным членом ИППО известным арабистом Ю.И. Крачковским. Знание диалектов помогает Олегу Герасимовичу находить общий язык с любым человеком арабского мира, вызывает уважение к себе.
На что Олег Герасимович добавил, что не только знание языка ему в этом всегда помогало, но и знание богословских основ христианства и ислама.
Арабист Дмитрий Валентинович Микульский напомнил еще об одной стороне таланта Олега Герасимовича - он замечательный писатель, который в своих книгах несет свет русской культуры. В некоторых издательствах его ставят в пример, как надо просто и доступно излагать свои мысли.
Н.Н. Лисовой заметил, что мы больше знаем писателя Олега Герасимова, и спросил, почему псевдоним? Олег Герасимович объяснил, что когда находился на дипломатической работе, им не разрешали писать под своими именами.
Н.Н. Лисовой рассказал к слову, что на конференции в Баламанде им был назначен переводчик, но когда он столкнулся с исторической и богословской терминологией, которую они использовали в своих выступлениях, то развел руками и сказал, что он не может это перевести. Тогда встал Дмитрий Валентинович Микульский и начал переводить с русского на арабский и с арабского на русский совершенно свободно. Фактически он был переводчиком всей тогдашней конференции.
Собравшиеся поблагодарили Н.Н. Лисового за выбранную им тему Научной секции, потому что такие люди, как Олег Герасимович Пересыпкин - часть живой истории Общества, которую не все уже знают.