Неделя, проведённая в Апсны: о паломничестве к святыням Абхазии

В соответствии с годовым планом паломнических поездок с 3 по 13 октября 2024 года действительные члены Императорского Православного Палестинского Общества и прихожане московских храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне, святых равноапостольных Константина и Елены в Митино, Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе, преподобного Василия Исповедника у Рогожской заставы и Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском совершили паломничество в Абхазию. Поездка была подготовлена и организована Паломнической секцией ИППО и управляющим приходами Сухумско-Абхазской епархии иереем Виссарионом Аплиаа.
Прибыв в столицу Республики на поезде сообщением «Москва – Сухум» субботним утром 5 октября, наша паломническая группа отправилась в Каманы – селение, в котором находится мужской монастырь святителя Иоанна Златоуста, а также источник и часовня святого мученика Василиска. Созвучие топонимов – Команы Понтийские и Каманы Абхазские – во многом обусловило ту путаницу, которая наблюдается в некоторых путеводителях, популярных изданиях и народных преданиях: географическая неразборчивость породила исторически несостоятельную версию о месте мученичества римского воина Василиска и смерти Великого учителя и святителя Вселенской Церкви – Константинопольского архиепископа Иоанна.
 
Каманы Абхазские. Источник св. мч. Василиска
 
Справка: «Неизвестно, когда именно имп. приказ о переведении И. З. в Питиунт был доставлен в Кукус или в Арабисс. Еп. Палладий говорит о 3-месячном пути, к-рый предстояло преодолеть И. З. (Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 11 // SC. 341. P. 224), однако это указание относится скорее ко времени, к-рое в среднем требовалось на путь до Питиунта (Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники восточного Причерноморья (IV-VII вв.). М., 2002. С. 56), а не к реально затраченному И. З. времени на путь до Коман, куда И. З. прибыл 12 сент. По прибытии в Команы, не останавливаясь в городе, эскорт переправился по мосту на сев. берег р. Ирис. Привал был устроен лишь возле мартирия мч. Василиска, расположенного в 5-6 милях от города (Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 11 // SC. 341. P. 224-226). (Еп. Палладий мог ошибиться в расстоянии, т. к. остатки визант. мон-ря мч. Василиска находятся неск. дальше, на месте совр. поселения Акбелен (Бизери), на расстоянии 16 км к северо-востоку от совр. тур. сел. Гюменек и развалин древних Коман. Возможно также, что мартирий мч. Василиска в IV в. находился ближе к Команам, чем позднейший монастырь. Раскопки 2004-2005 гг., проведенные тур. археологами, показали наличие некрополей рим. и ранневизант. периодов на холмах в окрестностях древних Коман. В частности, были обнаружены следы 2 визант. храмов с отсутствием следов поселений при них (Burcu Erciyas D. Tokat İli Komana Antik Kenti Yüzey Araştırması 2004 // Araştirma Sonuçları Toplantısı. Ankara, 2006. Vol. 23. N 2. P. 13-22; Eadem. Comana Pontica: A City or a Sanctuary? // Mithridates VI and the Pontic Kingdom. Aarhus, 2009. P. 289-312). Т. о., археологические данные подтверждают сведения о мартирии, указанные еп. Палладием. Это относится и к упоминанию команского моста: о его существовании в IV-V вв. свидетельствует сохранившаяся рим. надпись на регуляторе уровня воды.) Заночевав у мартирия, И. З. во сне увидел мч. Василиска, к-рый ободрил святителя и предсказал, что на следующий день они будут вместе. Еп. Палладий упоминает о явлении мученика священнику часовни с повелением приготовить место для погребения И. З. Наутро (14 сент. 407), несмотря на просьбы И. З. задержаться на неск. часов у мартирия, конвой поторопился выступить в дальнейший путь. Однако, не пройдя и 30 стадий (ок. 5 км), они вынуждены были вернуться, т. к. И. З. стало совсем плохо. Он потребовал новых светлых одежд, переоделся, раздал оставшуюся одежду находившимся рядом. Затем И. З. причастился Св. Таин, произнес молитву, завершив ее, по своему обыкновению, фразой «Слава Богу за все», и «перешел ко Христу». К этому времени у мартирия собрались монахи и миряне из Сирии, Киликии, Понта и Армении. Погребен И. З. был в мартирии, рядом с могилой мч. Василиска» (Иоанн Златоуст // Православная энциклопедия. Т. XXIV. М., 2010. С. 178-179. Подробнее об «Абхазской теории» см. там же, с. 230-231).
 
Кроме того, Каманы Абхазские считаются местом 3-го обретения главы Иоанна Предтечи. Именно с этим событием народное предание связывает одну из труднодоступных пещер, расположенных в Гумистинском ущелье.
 
Справка: «В Эмесе глава И. П. находилась в церкви мон-ря Спилеон (дословно «пещера»; речь идет о пещере, в которой жил арианин Евстафий еще до основания мон-ря) до 761 г., когда она была торжественно перенесена в собор во имя Иоанна Предтечи, воздвигнутый в Эмесе специально для этой святыни. Об этом сообщается в Хронографии Феофана Исповедника, где сказано также, что глава еще находилась в этом соборе во время написания сочинения (т. е., ок. 810) (Theoph. Chron. P. 431). Через нек-рое время святыня была перенесена в г. Команы (неизвестно, о каких Команах идет речь - Каппадокийских или Понтийских). Уже в VII в. Эмеса была завоевана арабами, и, вероятно, из-за усилившихся притеснений христиан главу забрали из города и перенесли в более безопасное место. В связи с господствовавшей тогда ересью иконоборчества глава не была положена ни в одной из церквей в Команах, а была спрятана. После восстановления иконопочитания в 843 г. во время правления имп. Михаила III (842-867) и его матери св. Феодоры она вновь была обретена чудесным образом. Свт. Игнатию, патриарху К-польскому, в видении было ясно описано место, в к-ром сокрыта глава И. П. Посланные патриархом люди обрели ее именно там, где он указал. Святыня была перенесена в К-поль, встречена императором и патриархом и положена в церкви имп. дворца. Об этом повествуется в Речи на обретение главы И. П., приписываемой прп. Феодору Студиту (ActaSS. Iun. T. 4. P. 734-735). Данное обретение главы И. П. называется 3-м и празднуется 25 мая (день, когда святыня была привезена в К-поль). (Иоанн Предтеча // Православная энциклопедия. Т. XXIV. М., 2010. С. 551).
 
Поклонившись святыням Иоанно-Златоустовой обители, богомольцы посетили часовню и источник святого мученика Василиска. Из Каман наш путь лежал снова в Сухум: в 16:00 в Благовещенском кафедральном соборе начиналось всенощное бдение, за которым вместе с прихожанами помолились и паломники из России. Вечернее богослужение возглавил иеромонах Давид, который, справедливости ради надо отметить, во многом обеспечил выполнение нашей программы и организацию нашей поездки.
 
Сухум. Благовещенский кафедральный собор
 
Воскресным утром 6 октября, с первыми лучами солнца, озарившего неподвижную гладь Чёрного моря, наша группа выдвинулась в Лыхны: мы должны были успеть к началу Божественной литургии в лыхненском Успенском соборе X-XI веков.
 
Справка: Лыхненский храм находится за древней булыжниковой оградой.   Исключительно богаты росписи этого собора. Древнейшие из них представлены в диаконнике: это элементы геометрического линейного орнамента, изображение головы старца с надписью "Закария", фрагменты других фигур, относящиеся к рубежу Х-XI веков. Основные же росписи храма относятся к XIV столетию. В верхней части центральной апсиды изображена сидящая на троне Богоматерь с младенцем и двумя ангелами, многофигурная композиция Евхаристии, сцена с женами-мироносицами у гроба, явление воскресшего Христа. В среднем ярусе изображений той же апсиды – сцена гостеприимства Авраама с тремя сидящими ангелами, сцена жертвоприношения Авраама, изображения ангелов и святителей; в нижнем ярусе – фигуры святителей (Василий Великий, Григорий Богослов, святители Кирилл и Фока). На западной стене – фрагменты композиций Успения Богородицы и передачи Богоматерью пояса апостола Фоме. На столбах и пилястрах – изображения Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова и др. Снаружи над дверным проемом южного придела изображена сидящая на троне Богоматерь, а за нею – два ангела.
 
Паломники у Успенского собора в Лыхны
 
Служение Божественной литургии в Лыхны возглавил руководитель Паломнической секции ИППО игумен Серафим в сослужении клирика собора иеромонаха Антония, протоиерея Владимира (Луганская епархия) и иерея Вячеслава (Красноярская епархия). Богослужение совершалось на церковнославянском и абхазском языках.
 
Стройное пение сестринского хора, потрясающей красоты настенные росписи XIV века создавали особую молитвенную атмосферу: сами своды храма, который имеет тысячелетнюю историю, располагали к сугубой молитве… Одной из святынь лыхненского Успенского собора является образ Божией Матери «Знамение», подаренный храму императором Александром II.
 
В полдень мы уже были в Гаграх, где нашему взору предстал крошечный храм VI-VIII веков. Освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы (по другой версии - посвящённый священномученику Ипатию, епископу Гангрскому), он является единственным в Абхазии древним архитектурным памятником, сохранившим сквозь столетия свой первоначальный облик. Нет крепости Абаата, разрушены временем ее башни и стены, ничто не напоминает о фортификационных сооружениях, а в Покровском храме, как и много веков тому назад, совершаются богослужения, преподаётся благодать Божия через таинства Святой Церкви.
 
Гагры. Храм Покрова Пресвятой Богородицы
 
После обеда паломники посетили Пицундский историко-архитектурный заповедник «Великий Питиунт», в одном из музейных залов которого экспонируется чтимая икона Божией Матери «Бичвинтская (Пицундская)». На территории музея находится Патриарший собор святого апостола Андрея Первозванного, возведённый в Х столетии. За крепостной стеной приютилась крошечная церковь Всех пицундских святых - действующий храм, сотрудники и прихожане которого тепло встретили нашу паломническую группу, предложив и позвонить в колокола на звоннице, и отведать абхазских блюд.
 
Пицунда. Собор св. ап. Андрея Первозванного
 
7 октября паломническая группа посетила храм святого пророка Божия Илии в Агудзере. По благословению настоятеля храма иерея Далмата руководитель Паломнической секции ИППО игумен Серафим совершил молебен небесному покровителю храма. Отец Далмат рассказал о непростой судьбе храмового здания, познакомил гостей с внебогослужебной деятельностью прихода, показал баптистерий, ризницу и трапезную.
 
Агудзера. Молебен в храме пророка Божия Илии
 
Затем батюшка сопроводил нас в Рицинский национальный парк: неописуемой красоты озёра Рица и Голубое; покрытые зелёным ковром горы; Бзыпское ущелье, образованное безудержным течением своенравной реки; малые и большие водопады - этот день стал созерцанием безграничной и непостижимой красоты Божьего мира.
 
На озере Рица
 
В среду паломничество к святым местам Абхазии продолжилось: вместе с иереем Далматом мы посетили три храма. Сделаем небольшое отступление от повествования: отец Далмат ежедневно сопровождал нашу паломническую группу, он был нашим водителем, провожатым, ангелом хранителем, спутником, рассказчиком, молитвенником и олицетворением гостеприимной, радушной и щедрой Абхазии. Батюшка, по слову апостола Павла, был всем для всех (см. 1 Кор. 9, 22), чтобы каждый из нас сразу и навсегда влюбился в Абхазию.
 
Иерей Далмат
 
Итак, в среду первым на нашем пути была церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца, основание которой относится к ХI веку. В этой церкви есть несколько мироточащих икон, во дворе храма имеется святой колодец. Богомольцы пропели тропарь, кондак и величание Георгию Победоносцу, приложились к иконе с частицей его мощей, осмотрели храмовую территорию, посетили могилу клирика храма, который скончался в возрасте 108-и лет.
 
Илор. Храм св. вмч. Георгия Победоносца
 
Вторая остановка была сделана в селении Агубедиа: его святыней и центром притяжения паломников является храм иконы Божией Матери «Влахернская». Здание церкви сооружено в Х столетии. Под сводами древнего храма сначала были исполнены церковные песнопения в честь Царицы Небесной, после чего игумен Серафим (Кравченко) совершил заупокойную литию о «всех, в месте сем погибших, на поле брани убиенных, от ран и болезней скончавшихся и в веси сей погребенных». Строгий и величавый вид Бедийского собора на фоне Главного Кавказского хребта обладает притягательной силой: не хотелось покидать это место, освященное молитвами многих и многих поколений православных христиан.
 
Агубедиа. Паломники у стен Бедийского храма
 
Во второй половине дня паломников ждали в Мокве: в этот день Успенский собор, построенный в конце X века, стал местом общей молитвы для двух паломнических групп – из Москвы и Красноярска. По благословению настоятеля храма иерея Матфея руководитель Паломнической секции ИППО игумен Серафим совершил молебен святителю Спиридону Тримифунтскому.
 
Моква. Молебен в Успенском соборе
 
Пение народного хора было организовано иереем Максимом (Красноярская епархия). По окончании молитвы и краткой экскурсии отец Матфей преподал всем советы, касающиеся основ и элементарных норм духовной жизни. Тем временем паломники приложились к частице Животворящего Креста Господня и иконе святителя Спиридона с частицей его мощей.
 
Моква. Паломники у святого колодца на территории собора
 
Обозрев с полуразрушенной колокольни поражающие своей красотой пейзажи, мы отправились к месту своего пребывания на период паломничества – в местечко Кындыг, расположенное на самом берегу Чёрного моря.
 
10 октября паломническая группа ИППО посетила Дранду и Новый Афон. Величественный, монументальный и древний (VI век) Успенский собор в Дранде является главным храмом бывшего Драндского монастыря. Многочисленные лампады (около 300 штук), висящие перед искусно написанными иконами, в сочетании с выложенными из камней, булыжников и кирпичей стенами, производят неизгладимое впечатление. Деревянный храм и скульптурное изображение святителя Николая, часовня преподобного Сергия Радонежского, источник святого великомученика Никиты, мужская и женская купели - всё это утопает в зелени субтропических растений и деревьев. Одно из монастырских зданий по-прежнему занимает тюрьма, а другие строения ждут того дня, когда, будучи восстановленными, они вкупе с Успенским собором вновь составят единый архитектурный ансамбль во всем его благолепии и красоте.
 
Дранда. Успенский собор
 
Заключительным пунктом нашей паломнической программы стал Новый Афон – место, связанное с апостолом Симоном Кананитом (Зилотом). Почтив его память, мы пропели этому благовестителю Христова учения тропарь, кондак и величание у алтарной стены храма, возведённого в VI-VIII веках на месте его погребения.
 
Новый Афон. Храм св. ап. Симона Кананита
 
Затем преодолев несколько десятков ступеней, как высеченных в скале, так и сложенных руками наших предков, мы оказались в пещере, где апостол Симон уединялся для молитвы.
 
По дороге к гроту св. ап. Симона
 
Там игумен Серафим (Кравченко) отслужил молебен «о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих – всех, зде предстоящих и молящихся». К молитве паломников из Императорского Православного Палестинского Общества охотно присоединились многочисленные туристы и случайные посетители.
 
Молебен в пещере св. ап. Симона Зилота
 
А по дороге к гроту мы сделали остановку у места, где апостол претерпел мученическую кончину; увидели огромный камень, на котором имеется отпечаток стопы, по преданию принадлежащий святому Симону Кананиту; а также испили воды из святого источника.
 
Запечатленный на камне след ап. Симона Кананита
 
На исходе дня, поднявшись к Анакопийской крепости (VII-VIII вв.), на территории которой сохранились руины храма святого великомученика Феодора Тирона, часовня и источник, мы обозрели с высоты птичьего полёта Новый Афон и бескрайние просторы Чёрного моря.
 
Чёрное море
 
Утро следующего дня было чрезвычайно грустным и даже печальным: во-первых, наши чемоданы оказались не способными вместить приобретённые дары Абхазии; во-вторых, пришло время покинуть удивительную по красоте и богатую духовными традициями страну (поезд «Сухум – Москва» отправлялся без каких-либо задержек, строго по расписанию); в-третьих, перед каждым из нас стояла нелёгкая задача справиться с упорядочением тех переживаний, впечатлений, эмоций и чувств, которые захлестнули наши умы и сердца в ходе этой поездки.
 
Руководитель Паломнической секции ИППО
игумен Серафим (Кравченко)
Поделиться: