Сергей Степашин в эфире Радио «КП» об Украине
– Сергей Вадимович, в своё время Вы очень много ездили по Украине и как глава МВД, и как вице-премьер. И потом – как премьер-министр...
– Даже в 1999-м проводили заседание российско-украинской комиссии с Леонидом Даниловичем Кучмой. (Был тогда президентом. – А. Г.) Ездил в Севастополь. Прекрасные контакты были. Сейчас не верится в то, что там происходит.
– Какие-то надежды появляются по поводу Украины после воскресного голосования на президентских выборах?
– Я не думаю, что произойдут серьёзные изменения по отношению к России, вне зависимости от того, кто выиграет.
Мне симпатично, что представитель оппозиции Бойко набрал почти 11,5 %. Скорее всего, будет хорошая фракция в Верховной Раде.
Нужно уже заглядывать на несколько лет вперёд. Выборы показали, что Украина вновь раскололась. Нам нужно быть в этой ситуации дипломатичными и жёсткими по защите прав русских людей.
– Если Зеленский победит, мы можем выйти на мир в Донбассе?
– Очень многое зависит от украинской стороны.
Помните, когда Порошенко стал президентом, его поздравили. Путин и Порошенко встречались много раз в рамках минского формата и до этого. Говорили друг с другом на «ты». Шёл конструктивный диалог.
А потом у Порошенко сбилась крыша. Он допускает ошибку, пытаясь сыграть в ярого националиста, которым он не является. Я думаю, если бы бандеровцы пришли к власти, они бы первыми с ним рассчитались.
– Вы с Порошенко были неплохо знакомы...
– Одна из встреч была в 2013 году. Я тогда возглавлял Счётную палату. И как раз болел – лечил спину в ЦКБ.
Один товарищ попросил меня встретиться с Порошенко. Ну, тот приехал ко мне в больницу. Он тогда был министром в правительстве Януковича. Очень тепло отзывался о Януковиче. Говорил, что они работают в команде.
А то, как он говорил тогда о России, даже наши политики так хорошо не говорят о нашей замечательной стране.
У Порошенко же хороший бизнес был в нашей стране. Ратовал за свои конфетные дела. Хотя я и не занимался конфетами. Видимо, он рассчитывал, что смогу его с кем-то свести.
– А о чём конкретно тогда говорили?
– Обсуждали конфеты «Алёнушка». Он говорит: дайте нам «Алёнушку» в Украину. Сейчас бы он от «Алёнушки» отказался. Там, наверное, Шухевич и Бандера должен быть – на конфетах, на шоколаде. Вот выбор Порошенко.
– Чем всё это тогда закончилось? История с конфетами...
– Не знаю... Дальше уже был Крым. И потом мы увидели совершенно нового Порошенко.
– Ему конфетная акция у нас не удалась?
– С «Алёнушкой» – точно нет.
Хотя в Липецке он работал. Прекрасная конфетная фабрика у него была. Получал хорошую прибыль. И Коломойский тоже «банчок» (в смысле – банк. – А. Г.) имел крепкий у нас в стране. Ребята хорошо заработали здесь у нас... Чего-то подзабыли они потом про это.
– Порошенко Вам передачку какую-то принёс тогда в больницу?
– Нет. Передачку я бы не взял. Разве что сало в шоколаде (смеётся). Но его тогда ещё не было.
С тех пор мы не виделись.
А до 2014 года – да, я на Украине бывал много раз. Мы замечательно работали с их Счётной палатой, проводили много совместных проверок, особенно по газовой тематике.
Я ведь встречался и с Ющенко, когда он был президентом. Приезжал в качестве председателя Счётной палаты. Мы говорили конструктивно.
Никто так гадко не говорил потом о России, как Порошенко. Этого грязного потока слов мы не слышим ни от кого. Интересно, как он собирается ликвидировать 15-процентный разрыв с Зеленским во втором туре?
Александр Гамов. Источник: «Комсомольская правда»