Сергей Степашин в интервью «Новой газете» об ИППО

Фото: Владимир Андреев, URA.RU, TASS
Фото: Владимир Андреев, URA.RU, TASS
В результате конфликта между Московским и Константинопольским (Вселенским) Патриархатами из-за Украины мировое Православие переживает кризис. Поместные церкви одна за другой признают автокефалию Православной церкви Украины, а РПЦ в ответ разрывает с ними каноническое общение. Видимо, ресурсы церковной дипломатии уже исчерпаны, и примирить церкви может лишь некое внешнее вмешательство.

Одним из инструментов гуманитарно-культурного влияния России на Ближнем Востоке и во всём православном мире является Императорское Православное Палестинское Общество, которое возглавляет экс-премьер и бывший глава Счётной палаты Сергей Степашин. Сам статус главы указывает на то, какое значение придаёт Обществу российская власть. Степашин признаётся, что старый опыт службы в МВД и ФСБ помогает на новом месте работы.

О нынешнем статусе весьма необычного Общества, стоящего на пересечении государственных, церковных и научных интересов, о его миссии и проектах, об участии в преодолении церковных конфликтов и немного о своих взглядах Сергей Степашин рассказывает в интервью «Новой газете».

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Автор фото: Сергей Бобылёв / ТАСС

– Почему ваше Общество, действующее в демократическом (по Конституции) государстве, называется императорским?

– Это название было ему возвращено в 1992 году. Историческое название было изменено в 1918 году, когда арестовали Великую княгиню Елизавету Фёдоровну, второго главу Общества, которая была большевиками убита. Палестинское Общество тогда не разогнали, в отличие от всех остальных императорских обществ, оно было инкорпорировано в Академию наук. Это было неплохое решение, потому что лучшие палестиноведы, востоковеды царской России так и остались в СССР.

Когда распался Союз, в 1991 году, встал вопрос о возвращении исторического названия. Верховный Совет проголосовал, и вышло постановление Черномырдина: вернуть всю собственность, которая принадлежала Императорскому Православному Палестинскому Обществу.

В России, правда, нам ничего не вернули, а вот на Святой Земле мы много сейчас возвращаем.

Например, Сергиевское подворье – это лучшее место стало сейчас в Иерусалиме, сами израильтяне признают. Сейчас мы ждём – должно состояться юридическое решение о признании собственности России за Александровским подворьем, которое ещё называется Русские раскопки. Это место нашёл о. Антонин Капустин в XIX веке, а Александр III его купил. Оно не закрывалось никогда, там домовая церковь св. Александра Невского. А самое главное – если разобрать стеночку, то открывается выход прямо на Голгофу. Там прекрасные картины Репина находятся, главное, чтобы не растащили. Израильтяне готовы рассматривать вопросы в рамках межгосударственных отношений о том, чтобы все 13 подворий в Иерусалиме, принадлежавшие России, были возвращены. Но у них есть встречное предложение. В общем, сейчас мы вместе с ними работаем над этой темой.

– Сколько в ИППО членов, как можно вступить в Общество?

– Сейчас 2600, а когда я возглавил Общество, было 230, при царе-батюшке – 5500. Есть только индивидуальное членство, для вступления должны быть две рекомендации от членов ИППО, небольшой членский взнос, и то со студентов мы не берём.

– Студентов много среди членов?

– До меня тут сидели такие зубры, корифеи науки, которые говорили: «Что принимать этих пацанов, они даже не знают, какой рукой креститься». Сегодня у нас порядка 600 студентов. Мы не боремся за цифры, не хотим создавать никаких партий. Честно скажу, что известные люди пришли, потому что они мои друзья. Они иногда нам и финансово помогают, потому что у меня принципиальная позиция: ни одной бюджетной копейки, и в гранты я не влезаю.

– Но государство есть среди ваших учредителей?

– Нет! Мы – неправительственная международная общественная организация.

У нас есть попечительский комитет, который возглавляет Николай Токарев из «Транснефти». Он нам немножко подбрасывает денег, но это только на содержание.

– У вас, кстати, открытый бюджет, можно ознакомиться?

– Открытый, конечно! Он на минюстовском сайте, по-моему, есть. Бюджет у нас порядка 15 миллионов рублей в год.

– Но этого даже на зарплаты не хватит?

– Только на зарплаты и хватает… На все остальные проекты я использую свой личный потенциал, свои личные деньги. И те ребята, которые у меня есть, тоже помогают.

– На русскую церковную собственность на Святой Земле претендуют ещё две Русских духовных миссии – Московского Патриархата и РПЦЗ, а также ИППО, объединяющее с 1920-х годов русских эмигрантов. Как распределяются права собственности на эти объекты между всеми вами?

– Ну, с Марком Берлинским, главой миссии РПЦЗ, слава богу, у нас всё в порядке. К сожалению, возникли проблемы с его подопечным о. Романом Красовским, который неожиданно выступил против нас по поводу Александровского подворья. А я его награждал нашими орденами…

Русская духовная миссия Московского Патриархата совершенно автономна, как это было при царе-батюшке. А что касается нашей собственности, то её, собственно, нет. Сергиевское подворье принадлежит государству через управление делами президента.

Глава нашего отделения в Иерусалиме Ашурбейли потратил своих 500 тысяч евро, чтобы там всё привести в порядок после ремонта.

Открытие корпуса Сергиевского подворья в Иерусалиме после реставрации. 2017 год. Сергей Степашин – справа

– Часто в ваш адрес раздаётся упрёк: о. Антонин Капустин, основатель Русской духовной миссии, 150 лет назад замышлял всю эту инфраструктуру как открытую для простых паломников, чтобы они там размещались в простых домах, затем шли пешком в Иерусалим. Сейчас же подворья превращаются в элитные гостиницы, которые не всем доступны...

– Давайте так. Во-первых, в бараки сейчас уже никто не поедет. Во-вторых, у нас есть в Вифлееме Русский дом типа общежития. Да и номера Сергиевского подворья (их всего 28) у нас стоят в два раза дешевле, чем обычная гостиница в Иерусалиме.

– А собственность в Яффе какой статус имеет? Будете возрождать там приёмный пункт для простых паломников?

– У нас есть вариант, который предложил сам Израиль, им интересны некие свои артефакты исторические. Многое у нас хранится. Они говорят: «Давайте нам это, а мы вам вернём то, что вам принадлежало при царе». Но это должно быть межгосударственное соглашение. Это серьёзная тема, не все у нас возрадуются, что мы какие-то ценности наши передаём.

Мы ещё выступаем в качестве народной дипломатии. У меня прекрасные отношения с Аббасом, хорошие с Нетаньяху, там, где у МИДа не получается, я иногда включаю свой, что называется, человеческий, гуманитарный ресурс.

Я ещё с покойным Евгением Максимовичем Примаковым, который у нас был членом ИППО, разговаривал о том, почему арабы к нам всегда хорошо относятся. У них историческая память срабатывает. Мы не приходили с оружием. Царская Россия приходила с гуманитарной помощью и тратила достаточно много.

– Что в современной Сирии от всей этой помощи осталось?

– Школу сейчас восстановили на окраине Дамаска вместе с РПЦ. Кстати, первая гуманитарная помощь в Сирию пошла шесть лет назад по линии ИППО. Я помню, доложил Путину об этой поездке – он ведь передал через нас послание Асаду. Тогда Асад сказал уникальные слова (только что произошли события на Майдане):

«Передайте Владимиру Путину: я не Янукович, никуда из Дамаска сбегать не собираюсь». И когда я Путину сказал об этом, он прочувствовал.

Когда-то у нас был хороший филиал МГУ в Алеппо. Мы с Садовничьим переговорили: как утрясётся, надо будет возвращаться туда аккуратно.

– В каких ещё странах действуют ваши отделения?

– В 25 странах, в том числе в Италии, Германии, Франции, на Кипре, в Греции, в Болгарии…

– В Константинополе?

– Естественно! В Украине, кстати, в Одессе у нас действует отделение, в Казахстане и Беларуси сейчас открываем. Батька как-то тревожно к этому относится, и меня это удивляет, я Александра Григорьевича знаю с 1994 года, когда он ещё депутатом был. А в стране у нас 54 отделения, при царе было 52.

– Я заметил, что сирийское отделение возглавляет гражданин Сирии. Он мусульманин?

– Нет, возглавлять могут только православные. В Сирии, кстати, была большая православная диаспора, почти 2 миллиона человек. Антиохийский патриарх – член нашего Общества, он, правда, в основном в Бейруте сейчас обитает, в Сирию особо не ездит.

– Иерусалимское отделение возглавляет довольно крупный бизнесмен господин Ашурбейли?

– Не в Иерусалиме, а в Израиле. Бизнесменом он сейчас стал, но, вообще, это человек, который спасал нас от ядерной катастрофы. С-400 и С-300 – это его детища. Этот человек несколько незаслуженно отстранён был в своё время. Он человек верующий, вложился очень серьёзно в Сергиевское подворье.

Глава Императорского Православного Палестинского Общества в Израиле бизнесмен Игорь Ашурбейли

– Он создал там несколько бизнес-проектов: ресторан, пекарня…

– Безусловно. А иначе как содержать, мы же ни копейки не получаем.

– Значит, вы своего рода франшизу готовы предоставлять инициативным людям?

– Безусловно. А иначе я не знаю, кто бы содержал. Управлению делами президента это не потянуть.

Знаете, какие налоги надо платить? 200 тысяч евро в год! С моим-то бюджетом это кирдык, прошу прощения.

– Какова ваша роль в глобальной церковной политике? Вы встречались с предстоятелями Кипрской и Элладской Церквей, Антиохийский Патриарх вообще член ИППО. Сейчас происходит разрушение единства мирового православия. Вы можете как-то этому помешать?

– Ну, я встречался даже с Константинопольским Патриархом на всякий случай.

– Уже после разрыва общения с Московским Патриархатом?

– Нет, до. Я попросил у него благословения на создание нашего отделения, он мне его дал. Он сначала начал так же, как и вы, задавать вопросы: кто вы такие вообще, чего вы тут делаете? Я говорю: «Да вот, знаете, гуманитарная помощь, Сирия здесь рядом...»

А потом меня достало это, я же человек военный, и говорю: «А вы чего делаете? Что-то в Сирии я вас не видел! Вы хоть кому-то помощь оказали?»

С ним никто так не разговаривал. Ну, через полгода он мне прислал бумагу, уже после разрыва, что отзывает своё благословение на создание нашего отделения в Стамбуле.

Что касается Кипрской Церкви, то позиция архиепископа вполне нормальная. Он мне лично сказал: «У меня нет начальников – ни Кирилл, ни Константинопольский Патриарх». Его позиция: только Вселенский Собор должен принимать решение об автокефалии Украинской Церкви. А такого решения не было.

У нас прекраснейшие отношения с Иерусалимским Патриархом, мы всегда работаем вместе.

– Несмотря на отзыв благословения Патриарха Варфоломея, вы продолжаете работать в Константинополе?

– Продолжаем, у нас там большая община. Проводим мероприятия, помогаем школам. Сейчас у нас большой проект в Сан-Стефано. Это кладбище, где лежат брошенные всеми почти 10 тысяч наших воинов. Я готовлю записку в администрацию президента. Когда я был председателем Счётной палаты, а Путин премьер-министром, я писал ему записку по Сан-Стефано. Он дал поручение, но как-то оно потом подзабылось.

Мы не каноническая организация, у нас есть гуманитарные проекты. Мы блестяще работаем с протестантами и католиками. Я встречался с Папой Римским ещё до патриарха, мы обсуждали защиту христианства – сначала на Ближнем Востоке, а сейчас и в Европе. Я не хочу влезать в проблематику ЛГБТ, но есть и очевидные ценности, которые нас объединяют.

Почему и в Украине наше представительство не закрыли – ни на сайт «Миротворец» мы не попали, ни Петя, которого я лично хорошо знал…

– Сейчас уже не знаете?

– Я его давно не видел. Он ко мне даже в больницу приезжал, навещал. Он тогда очень хвалил Януковича и нашу страну.

– Ну, тогда и Янукович был другой немножко...

– Другой был Янукович, согласен. Мы эту нашу миссию в церковной политике не выпячиваем, мы делаем это аккуратно.

– Чем вы занимались в Украине все эти годы?

– До 2014 года были совместные паломнические маршруты и конференции. А после 2014-го – только Одесса. Они отмечают некие праздники, мы их включаем в наши паломнические маршруты. Я понимаю, насколько им сложно, и мы не можем людей подставлять после 2 мая 2014 года, когда спалили Дом профсоюзов. Но нам важно сегодня, что есть там флаг нашего присутствия.

– Вы лично покровительствовали Преображенскому монастырю в Муроме?

– Там история такая: когда я был председателем Счётной палаты, мы поехали в Муром. Корни у меня петербургские и владимирские. В Муроме нам показали этот убитый монастырь. А он самый старый в стране. Его разрушили большевики, потом там была тюрьма, потом связисты стояли. И Дмитрий Сергеевич Лихачёв, покойный, попросил тогда Ельцина, чтобы его вернули Церкви. Его вернули, но ничего не дали.

И Алексий II (он меня, собственно, в Общество и сосватал в своё время), узнав, что я там побывал, говорит мне: «Возьмите шефство».

Вот мы в Счётной палате и взяли над монастырём шефство. Подтянули вскладчину тех, кто мог помочь, члены коллегии Счётной палаты свои деньги отдали, у меня премии люди пять лет не получали, ворчали, правда, но ничего. И мы монастырь восстановили с нуля. Сделали там пекарню, производство воды, и они стали зарабатывать.

Потом построили за свои средства православную гимназию Ильи Муромца, это самая красивая православная гимназия в России. Сейчас её содержат область и спонсоры, которые так и не ушли. Там есть часть детишек, которые учатся платно, а из многодетных и необеспеченных семей – бесплатно, мы за этим следим.

Воспитанники православной гимназии Ильи Муромца на территории восстановленного древнейшего монастыря во время визита Сергея Степашина

Воспитанники православной гимназии Ильи Муромца на территории восстановленного древнейшего монастыря во время визита Сергея Степашина

– Как у вас развиваются контакты со старообрядчеством в контексте празднования 400-летия протопопа Аввакума на государственном уровне?

– Митрополит Корнилий несколько раз бывал у меня здесь. Более того, я даже одно письмо писал Владимиру Владимировичу по поводу того, о чём вы сказали. После моего письма Владимир Владимирович усилил мероприятия по старообрядчеству, которому сейчас некоторые средства выделяются. Это тоже наша история. Я не беру истоки раскола, кто прав, кто виноват, не мне судить, но одно могу напомнить: все русские купцы, начиная с Саввы Морозова, были старообрядцами.

– С другими конфессиями вы не намерены подписывать соглашения о сотрудничестве?

– Почему же? Я же возглавляю Попечительский комитет Межрелигиозного совета Патриарха, куда входят все конфессии.

– Не все, а четыре только.

– Ну, основные: буддисты, мусульмане разные, иудеи и православные. Недавно провели мероприятие, связанное с семейными ценностями в разных религиях. К 9 Мая готовим мероприятие «Роль религиозных конфессий в Победе в Великой Отечественной войне».

– В Святой Земле довольно активно работает Фонд Андрея Первозванного. Какие у вас отношения?

– Ну, с Володей Якуниным мы товарищи по той жизни ещё.

Конечно, мы тесно работаем. А внутри России нам близко Историческое общество Сергея Нарышкина, мы подписали соглашение о сотрудничестве. С Володей Никоновым из «Русского мира» стараемся работать, чтобы оказывать помощь школам, которые мы построили. Спасибо ещё Жене Примакову-младшему, у него тоже свой небольшой фонд. Он сделал прекрасный перевод учебников с арабского на русский и с русского на арабский.

Сергей Степашин выступает с трибуны на сцене, справа – Владимир Якунин, экс-глава РЖД, глава Фонда Андрея Первозванного

– Каково ваше восприятие истории с Благодатным огнём? Этим занимается как раз Фонд Андрея Первозванного…

– Ну и слава богу, пускай занимается.

– А Ваше субъективное отношение?

– Я воздержусь (смеётся). Неудобно, воздерживаюсь. Знаете, я отвечу коротко: если люди верят, то слава Богу.

– Не заменяет ли такая вера собственно христианскую?

– Я не думаю, что можно сейчас в теологический спор вступать, но есть вещи в православии от язычества, ну верят люди и верят. Вера в Бога – это вещь совершенно индивидуальная, это же не вера в священника, в епископа, это вера в добро. Мне импонирует понятие «Бог есть любовь». Вера в доброту.

Когда я приезжаю в Святую Землю, то сразу еду в Иерихон, прочь из Иерусалима, потому что это позорище: рынок какой-то, лавки стоят и прочее, без очереди пускают за деньги.

Иисус, конечно бы, проклял всё это хозяйство.

А вот когда приезжаешь в Иерихон, где землю под наш культурный центр передавал Аббас, а соседнюю улицу назвали именем Медведева, то там есть место – Гора искушения. Там практически никого не бывает. Поднимаешься туда где-то минут 30-40, входишь в небольшой храм, на место, где молился Иисус 40 дней. Побудешь, постоишь – и начинаешь понимать многие вещи.

Я в первую чеченскую это прочувствовал, самую страшную, пожалуй, в своей жизни, хуже, чем Афганистан. Я тогда удивился, как солдатики, когда батюшки приезжали, прямо менялись… Мы в Муроме, в нашем Спасо-Преображенском монастыре, поставили маленькую часовенку памяти Жени Родионова – солдата, отказавшегося крест снимать в плену у чеченцев. Ведь это Илья Муромец!

Мы, кстати, сделали копию меча Ильи Муромца, Патриарх Алексий её освятил, и я вручил Владимиру Путину.

– Владимир Путин с большим вниманием относится, судя по вашему рассказу, к Обществу, и у вас постоянный контакт?

– Ну, я его знаю ещё по Ленинграду. Духовник у него есть, как я думаю, но говорить не буду кто. Владимир Владимирович действительно очень хорошо знает об Обществе. Когда меня назначали, то по царской ещё традиции три лица должны были согласовать назначение – министр иностранных дел, патриарх и президент. Может быть, президент уже и забыл это, но на самом деле это было 14 лет назад.

Владимир Путин и Сергей Степашин

– Вы не ощущали переход из Счётной палаты в ИППО как существенное понижение Вашего политического статуса?

– Вы знаете, после 1999 года я ко всему отношусь философски.

– С одной стороны, Вы говорите, что Общество не конфессиональная организация. С другой стороны, именно на заседании Общества прозвучала инициатива прославить в лике святых первого председателя – Великого князя Сергея Александровича. А между прочим, в церковном народе у него довольно спорная репутация...

– Я абсолютно убеждён, что он был оклеветан. Он человек был консервативный. По сути дела, он разделял взгляды Александра III. Человек был достаточно жёсткий, но обвинение в том, что он был чуть ли не бисексуал, это ложь полнейшая. Родить не могла Елизавета, а не он…

– Не бисексуал, а гомосексуал...

– Это ложь, нигде подтверждений в архивах нет.

– А переписка, дневниковые записи сослуживцев читали?

– Читал. Но кто их подтвердит? Эта версия формировалась в своё время при царе ещё. Большевики придумали свою версию, что убит был Сергей Александрович за то, что подавил восстание в 1905 году.

Но убили-то его в феврале, а восстание было осенью. У нас историки хреновые были.

Он был очень строгих нравов человек. Ведь и пришёл он в ИППО после посещения Святой Земли, где был четыре недели, когда ушла из жизни мама, которую он очень любил, и погиб отец. С отцом у него были отношения непростые, особенно когда он узнал, что тот жил двойным браком, по сути дела.

Давайте мы эту тему снимем с повестки дня, а согласимся с тем, что он был одним из лучших губернаторов Москвы: первый трамвай, ЖКХ, водопровод, наведение порядка на Хитровом рынке, приюты для людей, приюты для рабочих, встречи со студентами.

– Может быть, правильнее ставить вопрос об увековечении памяти в классическом смысле слова, нежели о канонизации в лике святых?

– Насчёт увековечения памяти вы в точку попали. Мы с митрополитом Дионисием так и договорились, что аккуратно будем говорить об этом человеке. Мы пока в идею канонизации не посвящали патриарха и благословения не получили.

Источник: novayagazeta.ru

Поделиться: