Сирия: отзывы и впечатления паломников
Предоставим слово тем, кто только что вернулся из паломнической поездки…
Латакия. Беседа с архимандритом Спиридоном
Сайедная. У входа в пещерный храм святого пророка Божия Илии
До недавнего времени традиционными направлениями для православных паломников были Палестина, Израиль, Греция, Кипр, Египет, Турция; в меньшей степени – Грузия, Болгария, Румыния. Сирия и Ливан зачастую оставались на периферии паломнической географической карты. Какими были Ваши ожидания и какие у Вас сложились впечатления от паломничества в Сирию?
Алексей Светликов, д.м.н., профессор (Санкт-Петербург): С одной стороны, предчувствия были достаточно размытыми: как будто я летел на другую планету, в другой мир – неизвестный и незнакомый, а потому летел с тревогой и некоторым опасением. С другой стороны, присутствовало ожидание какого-то чуда, восточной сказки, тепла (в том числе – человеческого), экзотики и аутентичности, прикосновения к всепроникающему ощущению истории, новых встреч, духовного общения, красоты природы и архитектуры, языкового многообразия… И надо сказать, эти чаяния в полной мере оправдались. Конечно же, предполагал, что услышу о недавних боестолкновениях и увижу следы войны: так оно и произошло.
Однако имели место и реальные откровения, и неожиданные события, и чудесные встречи, которые были настоящими, неподдельными, побуждающими задуматься, посмотреть на свою жизнь и на себя по-другому, порадоваться за стойких и несгибаемых людей, живущих на этой древней земле, полной душевного и духовного богатства. Меня удивили глаза и лица сирийцев, видящих больше, чем многие «просвещенные» люди на Западе; не понаслышке знающих цену жизни и смерти, а потому внутренне сильных. И эти свойства души и черты характера невозможно ни отнять, ни купить, ни создать искусственно. Мне показалось, что люди, с которыми мы встречались, порой не задумываются о том, что их внутренний мир невероятно богат и разнообразен. Но это богатство видно невооруженным глазом.
Желаю Сирии и ее гражданам процветания и мирной жизни на века. Мы же в ходе паломничества к святыням Антиохии получили благословение свыше, что лично мне поможет и дальше жить и помогать; даст силы, когда они уже совсем на исходе.
Многих, кто хотел бы поехать в страны Библейского региона, волнуют вопросы безопасности. Сообщения, широко и мгновенно распространяемые средствами массовой информации, изобилуют повествованиями о бомбежках, терактах и прочих негативных «сюрпризах». Безопасна ли, на Ваш взгляд, Сирия для туристов и паломников?
Александр Куликов, юрист (Москва): Мы несколько дней провели в Дамаске, посетили Хомс и Латакию, побывали в Тартусе и Изре, съездили в Сайеднаю и Маалюлю – нигде не возникало каких-либо проблем, угрожавших нашей безопасности: ни стрельбы, ни прилётов, ни сигналов воздушной тревоги, ни сирен. Разве что дети-попрошайки иногда приставали на рынке в Дамаске.
Сирийцы очень дружелюбны, соскучились по туристам, многие знают некоторые слова по-русски, а есть и те, кто владеет русским языком: они подходят, вступают в разговор, рассказывают, как они учились в Советском Союзе или в России.
В столице нет блок-постов (они имеются только на въездах в город). Вечерами люди проводят время в многочисленных кафе и ресторанах, совершают покупки в магазинах. Нет каких-либо ограничений на передвижение. В христианском квартале Дамаска, равно как в Сайеднае и Маалюле, очень много действующих церквей. Тартус и Латакия – курортные города, расположенные на Средиземноморском побережье: по широким и красивым набережным прогуливаются горожане, во дворах детвора гоняет футбольный мяч, развлечение пожилых – игра в нарды.
При въезде в христианское селение Маалюля
Сирия, не раз упоминаемая на страницах Священного Писания, сподобившаяся посещения праотцом Авраамом и пророком Божием Илией, освященная стопами святых апостолов и обагренная кровью первых христианских мучеников, – одна из стран Библейского региона. Палестина, Израиль, Иордания, Ливан и Сирия образуют географически то, чему дано широко известное наименование – «Святая Земля». Заметили ли Вы традиции паломничества, унаследованные нашими современниками от своих дальних предшественников-пилигримов?
Ритта Бутова, к.и.н., ст. научный сотрудник Института российской истории РАН, секретарь Московского областного отделения ИППО (Москва):
Паломничество в Святую Землю – это возможность познакомиться с Церквами Востока и их паствой, которая, перефразируя приснопамятного начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина), часто «не похожа на нас ничем, кроме облика человеческого и имени христианского».
Отрадно, что сохраняется смысл паломничества: тысячи километров преодолеваются ради почитания святых мест, поклонения мощам и чудотворным иконам. Молитва у святынь побуждает задуматься о смысле жизни и о спасении души.
На память о паломничестве и святых местах паломники в старину привозили особенные предметы – евлогии. Чаще всего это были иконы, кресты, плащаницы, бутылочки со святой водой, масло, камешки, гербарии и пр. В русских храмах эти благословения становились бесценными реликвиями. Надо признать, что эта традиция сохраняется и сегодня.
Прием паломников в монастырских архондариках в прежние времена всегда становился не только встречей братьев по вере и поводом для обмена памятными подарками: в процессе живого общения осуществлялась передача информации и происходил обмен мнениями по вопросам церковной жизни. Восточное гостеприимство проявлялось в угощении паломников водой, кофе, чаем, сладостями. Надо сказать, что с давних пор мало что изменилось: нас, как и встарь, радушно принимали в приходских домах и монастырских залах, в Представительстве Русской Православной Церкви в Дамаске и в Епархиальном управлении в Хомсе. Нам рассказывали об исторических событиях и сегодняшнем дне. Нас расспрашивали о Русской Церкви и тревожных для Киевской митрополии новостях с Украины. Нас угощали чаем и кофе, предлагали воду и соки, баловали восточными сладостями. Слава Богу, традиции паломничества живы!
Сайедная. Александр Ремезов с мольбертом в руках
Сирийская Арабская Республика глазами профессионального художника, который подмечает порой то, что обычному человеку не дано разглядеть и подметить: насколько яркими и глубокими оказались Ваши впечатления от увиденного? Вдохновились ли Вы тем, что довелось наблюдать в течение недели?
Александр Ремезов, художник-живописец, член Союза художников России (Екатеринбург): Самое большое впечатление получил от людей; от культурной среды, в которой они находятся; от той духовной атмосферы, которая питает их душевные силы.
Для меня было неожиданностью увидеть христиан и мусульман, живущих бок о бок в относительной гармонии и почитающих порой одни и те же святыни: часть главы Иоанна Предтечи находится в мечети Омейядов, правоверные мусульмане с почтением относятся к Пресвятой Богородице, первомученице Фекле и Георгию Победоносцу, допуская для себя посещение православных монастырей и почитаемых христианами святых мест.
Понятно, что нам было приятно комплиментарное отношение сирийцев к русским. Несмотря на недавние военные действия, которые велись в этих краях, они достаточно добродушны и открыты.
И, конечно же, поражает большое количество исторических памятников, которыми так щедро одарена Сирия: раннехристианские пещеры и катакомбы, древние храмы и монастыри, средневековые караван-сараи и дворцы, неприступные крепости, возведенные крестоносцами …
Неделя, проведенная в этом уголке Святой Земли, не побоюсь этого слова, меняет сознание, вдохновляет и пробуждает творческие силы, а главное – настраивает человека на духовный лад.
Маалюля. Дорога св. Феклы в горной расщелине
Антиохийская Церковь основана святыми первоверховными апостолами Петром и Павлом. Верующие во Христа стали именоваться христианами именно в Антиохии. Уходящие в глубину веков богослужебные традиции, древние храмы и монастыри, стройное пение, монашеские установления – всё это присутствует в жизни Антиохийской Православной Церкви. Каково Ваше мнение об увиденном и услышанном?
Наталья Ломова (Санкт-Петербург – Оптина пустынь): Больше всего мне понравился по своему духу Патриарший монастырь святого великомученика Георгия Победоносца в Долине христиан («Хумайра»). В других сирийских монастырях я не почувствовала особых отличий от наших обителей. Удивило, что насельников и насельниц в монастырях достаточно мало.
Монахи и монахини – простые и приветливые. Особенностью является то, что все они живут в кельях с каменными стенами, не имеющих центрального отопления: о комфорте говорить не приходится. Приятно было увидеть и узнать, что все монашествующие несут трудовые послушания: работают в поле и на скотном дворе, шьют богослужебные облачения, пишут иконы, изготавливают свечи, производят мыло и варенье, делают вино, плетут четки… Помимо этого, ухаживают за престарелыми и воспитывают сирот.
Требы и свечи – везде за добровольные пожертвования. Наличие свечных лавок (церковных магазинов) повсеместно, но они небольшие и неприметные: как правило, открываются по запросу паломников. Одним словом, сирийские монастыри отличаются монашеской скромностью, что меня радует.
Хомс. День памяти 40 Севастийских мучеников
В какую бы страну человек ни приехал, он вступает в общение с местными жителями, видит их глаза, ощущает на себе их отношение. И это во многом определяет наше настроение, наши эмоции, позволяя сохранить в памяти общее впечатление о поездке и стране пребывания. Что бы Вы сказали о лицах и людях Сирии?
Маргарита Доронина, секретарь Приморского отделения ИППО (Владивосток): Мне довелось побывать во многих странах, но я впервые в жизни испытала печаль от расставания с неизвестной мне страной. Когда самолет стал разгоняться по взлетно-посадочной полосе, слезы текли по моему лицу самопроизвольно: я улетала от человеческой любви и Божией благодати.
Люди, которые окружали меня в течение паломнической поездки, были добры и внимательны. Меня все любили, а я любила всех! Нас, словно несмышленых и малых детей, опекал д-р Самер Отман, нам помогали переводчики-экскурсоводы Зияд и Али, о нас заботился водитель. А что уж говорить о нашем сопровождающем Джафаре: он оформлял документы, вел переговоры с представителями дорожной полиции, всегда приветливый и любезный, он был нашим проводником и помощником. Спасибо всем!!!
Впервые я ощутила глубину и целостность паломничества как такового по сути. Были ранние подъемы, утренние и вечерние богослужения, поздние возвращения в гостиницу. Временами дул неистовый ветер, порой весеннее солнце хорошенько припекало, приходилось идти по бегущей воде в горном ущелье, взбираться по камням, подниматься по ступеням… Довелось увидеть и следы недавней войны. Но в целом Сирия приводила меня в восторг и дарила вдохновение, потому что меня окружали люди с потрясающей добротой, искренне готовые мне помочь и, даже не побоюсь этого слова, услужить.
Открытые лица, светлые и теплые взгляды, сильные надежные руки, приятные на слух нотки арабского языка… Отец Илия из Изры, митрополит Хомса Григорий, архимандрит Спиридон, игумения Феврония, схиархимандрит Иоанн, матушка Макрина … Я прикоснулась, точнее – мне была дана свыше возможность прикоснуться к святости, святыням и святым людям.
Теперь я точно знаю, что у меня две Родины – Россия и Сирия. Российская Федерация – географическое место физического рождения, а Сирийская Арабская Республика – духовно-историческая родина моих дальних предков, а значит – моя!
Хумайра. Вечернее богослужение в монастыре св. вмч. Георгия Победоносца.
Хомс. Здание русской школы, построенной на средства ИППО в XIX в.
Текст подготовил игумен Серафим (Кравченко),
руководитель Паломнической секции ИППО