Статья известного историка Н.Н.Лисового, посвященная памяти митрополита Питирима
Памяти Митрополита Питирима
Умер митрополит Питирим... Будущий историк, даже просто внимательный наблюдатель без труда выделит это имя среди деятелей Русской Церкви второй половины XX века.
Одиннадцатый ребенок в дружной многодетной семье, Константин Владимирович Нечаев (так звали в миру Владыку) родился 8 января 1926 года. По духовной генеалогии он был человеком "родовитым": отец, дед и прадед его были священниками.
В семнадцать лет, по окончании школы, Константин становится студентом Московского института инженеров транспорта (МИИТ), в девятнадцать - иподиаконом Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) и студентом открывшегося тогда в Москве Богословского института, преобразованного вскоре в Московскую Духовную Академию. Не став инженером-путейцем, пошел Константин учиться на "инженера путей" в Царствие Небесное.
Это было время, которое историки, выявляя внутреннюю противоречивость, даже парадоксальность духовной ситуации, назовут эпохой сталинского Церковного Возрождения. В годы Великой Отечественной войны Церковь возглавила чрезвычайный духовный подъем нашего народа, верующих и неверующих, благословив его на защиту своей земли, самого русского права на жизнь. На волне всенародного нравственного подвига стало возможно церковное возрождение послевоенных лет. Душой и вождем этого возрождения стал Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) - ближайший сподвижник Патриарха Сергия, носитель традиций еще дореволюционной русской церковности.
Митрополит Питирим - во всем ученик Святейшего Патриарха Алексия. Не только в том смысле, что церковный его путь на всех этапах осенен благословением великого Первоиерарха: Алексий рукоположил Константина Нечаева во священника (в Елоховском соборе, в праздник Введения, 4 декабря 1952 года), благословил к принятию иночества в 1959-м, рукоположил во епископа в 1963-м. Но еще важнее духовное влияние, которое имел наставник на ученика От него унаследовал митрополит Питирим глубокий церковный традиционализм - как в богословском мышлении, так и в богослужении, и в неизменно патриотической гражданской позиции, и в самых формах церковно-общественного сознания и строительства.
В начале XX столетия у церковных писателей сложилось даже представление о "двух колоритах" русской церковной жизни: православии петербургском и московском. Понятно, что первое было преимущественно связано с европейским стилем и светской культурой имперской столицы. Московское православие было другим. Оно восходило к духовной культуре допетровских времен, вдохновлялось философией славянофилов, строилось по заветам Серафима Саровского и оптинских старцев. Знаковой фигурой, как теперь сказали бы, этого направления был Святитель Филарет, митрополит Московский. Лучшим представителем, наследником и продолжателем в наши дни старого московского православия был митрополит Питирим.
...По окончании Духовной Академии К.В.Нечаев был оставлен при ней в качестве профессорского стипендиата, а с 1956 года в звании профессора возглавил кафедру Нового Завета. Тридцать пять лет (до 1991 года) отдано им работе по обучению будущих служителей алтаря сокровенным тайнам Слова Божия. Он вообще любил работать с молодыми, приобщать их к духовному наследию, готовить церковную смену. В 1950 - 1960 годы это было делать очень сложно, слишком невелик и ограничен по образовательному уровню был контингент молодежи, допускаемой властями к академическому образованию.
Одной этой деятельности оказалось бы для другого более чем достаточно, чтобы наполнить до краев долгую и плодотворную жизнь. Но владыке Питириму Бог готовил другое, не менее ответственное служение. В 1962 году, еще архимандритом, он назначается главным редактором "Журнала Московской Патриархии" - главного церковного органа Русской Православной Церкви. Год спустя, с 1963 года, уже епископ Волоколамский, Питирим становится председателем Издательского отдела Московского Патриархата (с оставлением в должности профессора МДА).
Вспомним, что это было за время. Рубеж пятидесятых -шестидесятых ознаменовался разгулом так называемых "хрущевских гонений" - последней попытки тотального наступления на религию со стороны атеистического государства. По настоянию властей был отстранен и вскоре умер при загадочных обстоятельствах митрополит Николай (Ярушевич) - легендарный Николай Крутицкий, занимавший со времен войны два ответственнейших поста: председателя Отдела внешних церковных связей Патриархата и председателя Издательского отдела. В сложных напряженных условиях Патриарх Алексий нашел тогда мудрый и оптимальный выход - доверить эти посты молодым архимандритам, еще неизвестным и не успевшим сделаться ненавистными для Совета по делам религий. Наступает эпоха "молодого епископата". Во главе Отдела внешних церковных связей был поставлен 30-летний Никодим, во главе Издательского отдела 36-летний Питирим.
Издательский отдел, созданный Патриархом Алексием в феврале 1945 года и связанный на протяжении более 30 лет с именем митрополита Питирима, - это отдельная большая глава в истории современной Русской Церкви. Трудно поверить, но в условиях строжайшей цензуры, при господстве откровенно антирелигиозной идеологии, была создана уникальная духовно-издательская структура, восстановлено печатание Священного Писания (несколько изданий Библии и отдельно Нового Завета), богослужебных книг (таких, как Минея Праздничная и двенадцать томов Минеи Служебной, Триодь Цветная и Постная), семь томов "Настольной книги священнослужителя". И главное, богословские периодические издания - тридцать выпусков "Богословских трудов" и ежемесячно выходивший "Журнал Московской Патриархии".
При этом Владыка Питирим огромное значение придавал не только содержательной, но и внешней стороне изданий. Они соответствовали современному издательскому и полиграфическому уровню, были актуальны и интересны для современного, не только церковного читателя. И журнал, и ежегодные церковные календари, и иная издательская продукция Отдела отличались насыщенностью зрительного ряда, яркостью и убедительностью фоторепортажей, портретных, иконописных и церковно-архитектурных репродукций. Владыка сам был большой любитель и мастер фотографии, свободно владел фото- и кинокамерой, тому же учил своих учеников и сотрудников.
Сегодня трудно себе представить, какое значение имели тогда публикации Издательского отдела. Каждого тонкого номера журнала (объем был строго ограничен 80 страницами) ждали как глотка свежего воздуха, как живоносного источника в пустыне. Журнал впервые делал доступными для читателя творения святых отцов, проповеди великих русских иерархов, работы церковных историков и выдающихся богословов.
Но, может быть, еще важнее - тот информационный прорыв, который был достигнут в зарубежных изданиях. Церковь, стесненная и гонимая внутри страны, обрела голос и возможность представить жизнь Русской Церкви зарубежному читателю. Вопреки утверждениям "научных атеистов" об "отмирании" религии в СССР, издания митрополита Питирима в слове и в фоторепортаже свидетельствовали о другом - о том, что духовная и церковная жизнь России продолжается, развивается богословское и литургическое творчество, бьется пульс религиозной мысли.
Информационный прорыв стал возможен благодаря тому, что митрополит Питирим, не ограничиваясь задачами собственно церковной журналистики, сделал Издательский отдел мощным научно-исследовательским центром по разработке церковной истории и истории отечественной богословской мысли, привлек к работе наиболее талантливых и преданных Церкви светских молодых ученых и литераторов. В духовной жизни общества открылось вдруг новое внутреннее измерение.
...Современники, как в светском, так и в духовном мире, редко бывают справедливы. Своеобразная "медийная империя", созданная Владыкой Питиримом, вызывала в одних раздражение и ненависть, в других зависть и ревность. В Синоде его не любили - слишком был независим в суждениях, независим в богословской позиции, независим даже цензурно и экономически. Цензурная самостоятельность была обусловлена личным авторитетом и личными связями митрополита с всесильным тогда Советом по делам религий. Независимость экономическая простиралась до того, что нередко покойный Патриарх Пимен звонил председателю Издательского отдела с просьбой "подкинуть" три - четыре миллиона рублей на те или иные церковные нужды. И Владыка "подкидывал".
В начале 90-х недовольство синодалов и ненависть демократов сделали митрополита Питирима, пожалуй, самой одиозной и пререкаемой фигурой. Возглавлявшийся им Издательский отдел был недальновидно и грубо расформирован в конце 1994 г. - всего за два месяца до 50-летнего юбилея своего существования.
...Расформирован специально и только для того, чтобы отправить на пенсию его председателя.
Но благословения Божии и таланты человеческие неисчерпаемы и многообразны. "Владыка-пенсионер", как он в шутку себя называл, продолжал работать не покладая рук. В 1989 году Церкви был возвращен Иосифо-Волоцкий монастырь, и митрополит Волоколамский назначен его игуменом. В руках Владыки монастырь, ведущий свои традиции от основателя, преподобного Иосифа Волоцкого, стал образцом и моделью церковного воздействия на окружающий мир - воздействия, пронизывающего деловыми и экономическими связями всю округу - Волоколамскую землю.
Так митрополит Питирим, "нестандартный" Владыка, "нестандартный" игумен, которому до всего было дело, строил пути воцерковления общественной и народной жизни, взаимопроникновения и взаимообогащения сферы духовной и сферы хозяйственной.
До многого из задуманного, по обстоятельствам эпохи, у него так и не дошли руки. Но сделал он много больше, чем кто другой. Опережая время, делал даже больше, чем было тогда возможно. Не будет преувеличением сказать, что Высокопреосвященный Питирим был самым умным и образованным, самым широким - в смысле духовной и культурной широты - из русских иерархов нашего времени. Он обладал совершенно особой духовной энергией, понимал собеседника с полуслова и раздражался, когда ему продолжали что-либо рассусоливать и аргументировать. Нередко говорил подчиненным, что "у нас разный ритм мышления".
Потому многие любили его, охотно шли на контакт и сотрудничество. Для работавших с ним (автор настоящих строк имел такое счастье с 1969 года) это были лучшие годы жизни. Но другие, и тоже многие, неспособны были понять его, поспеть за его "ритмом", его мыслью и энергией. Как сказано выше, в годы разгула "демократии" враги Церкви и России все силы, казалось, приложили, чтобы втоптать в грязь имя и дело митрополита.
Не удалось. Бог поругаем не бывает. С прошествием времени его подвиг вырисовывается все ярче и отчетливее, и значение его в истории Русской Церкви лишь возрастает и будет возрастать.
...Что кому на роду написано, читается в храме в день рождения и в день кончины - тоже рождения, но только в жизнь вечную. Родился он на второй день Рождества Христова, когда Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы. И умер в праздник Казанской иконы. В этот день вновь звучит в храме гимн Богоматери: "Величит душа моя Господа". И еще в день его блаженной кончины по уставу ежедневных литургических чтений в храме читалось Евангельское зачало о Пастыре добром.
Митрополит Питирим был для верующих истинно "пастырем добрым", подлинным Архипастырем и Наставником, сполна свершившим свой церковный и человеческий долг, земной и духовный подвиг. Три дня церковная Москва прощалась со своим любимым архиереем. И не мне одному приходила в голову одна и та же мысль. В этом году, в последний свой год, Владыка по благословению Святейшего Патриарха Алексия II отправился в канун Пасхи в Иерусалим для принятия Благодатного огня в Великую Субботу в Храме Гроба Господня. И в пасхальный вечер, доставив Святой Огонь в Москву, узнал о том, что ему предстоит вместо заболевшего Патриарха возглавить главное пасхальное богослужение в Храме Христа Спасителя. Соединение этих двух служений - иерусалимского и московского - тогда уже многим показалось неслучайным, промыслительным. Господь словно указал митрополиту Питириму завершить после всех страданий и испытаний земной свой путь служением Патриаршим.
Ис полла эти, деспота! Вечная Вам память, дорогой деспот, что в переводе с греческого означает - всегда и во всем Владыка!
Николай Лисовой