Выступление архимандрита Филарета (Булекова), заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата на конференции ИППО на полях 28 сессии Совета по правам человека ООН 2 марта
Уважаемые участники конференции, дамы и господа!
Вопрос тяжелого положения христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке уже несколько лет находится в поле пристального внимания Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл, открывая месяц назад Архиерейское совещание Русской Православной Церкви, заявил: «На наших глазах происходит подлинная трагедия, настоящий геноцид христианского населения в тех землях, откуда Благая весть распространилась по всему миру.
Масштабы этой катастрофы, которую мировые СМИ в большинстве своем обходят молчанием, еще только предстоит оценить». Христиане живут на древних библейских землях Ближнего Востока почти два тысячелетия, этот регион является колыбелью христианства. Сегодня ближневосточные христиане столкнулись с беспрецедентными гонениями со стороны экстремистских группировок. Радикалы, не стесняясь в средствах, пытаются расшатать многовековой баланс межрелигиозных отношений, вбить клин между христианами и мусульманами. От деятельности экстремистов страдают и сами мусульмане, и представители других религиозных общин. Однако именно ближневосточные христиане становятся первыми жертвами на пути экстремистов, которые целенаправленно уничтожают христиан только за то, что они − христиане.
Экстремисты не скрывают, что намерены любыми средствами уничтожить христианское присутствие на Ближнем Востоке. Мы являемся свидетелями вопиющих нарушений таких основополагающих прав человека, как право на жизнь. Чудовищная казнь коптов радикалами в Ливии в феврале сего года еще раз явила миру страшное лицо тех сил, с которыми сталкиваются ближневосточные христиане. Очевидцы из Ирака говорят о том, что боевики ИГИЛ совершают казни христианских детей¹. Обычным делом стали похищения и казни священнослужителей. Прошло уже почти два года с момента похищения митрополитов Алеппо Павла (Язиджи) и Григория Иоанна (Ибрагима), о них до сих пор нет никаких известий.
Международное сообщество предпочло просто забыть об этом случае. Сотни тысяч христиан в Сирии вынуждены были под давлением боевиков оставить свои дома. Ирак только за 2014 год покинуло 125 тысяч христиан. Крайне тяжелая обстановка складывается среди беженцев, нынешняя холодная зима привела к человеческим жертвам среди них. Непоправимый урон нанесен христианскому культурному наследию. Радикалы при захвате городов первым делом уничтожают храмы и кладбища, как это было в сирийских Маалюле, Хомсе, Ракке, Дейр-эз-Зоре и др. городах, сжигают древние манускрипты, как в иракском Мосуле летом 2014 года. Все представляющие коммерческую ценность святыни бесследно пропадают на черных рынках. Приходится признать, что множество древних памятников Сирии, Ирака и Ливии потеряны безвозвратно.
Русская Православная Церковь воспринимает боль и страдания ближневосточных христиан, как свои собственные, потому что не понаслышке знает, что такое гонения за веру. Наша Церковь с самого начала заняла твердую позицию в отношении христианского населения Ближнего Востока. Мы поддерживаем страждущих братьев и сестер, продолжаем выступать в их защиту. Эта тема находит отражение во встречах церковного руководства с политическими, общественными и религиозными лидерами, постоянно поднимается нами на международных площадках и форумах, а также в средствах массовой информации.
В условиях все более обостряющейся проблемы дискриминации христиан особую важность приобретает межхристианское сотрудничество. Особенно плодотворным такое взаимодействие может стать с Римско-Католической Церковью как по причине большого количества католиков, проживающих в ближневосточном регионе, так и в силу авторитета, каким традиционно пользуется Святой Престол на международной арене. Для Русской Православной и Римско-Католической Церквей первоочередной задачей сегодня является поиск путей достижения мира на Ближнем Востоке.
Желание развивать сотрудничество в этом направлении было еще раз подтверждено в ходе встреч председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с Папой Римским Франциском и государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином в Ватикане в октябре 2014 года. Следует отметить, что ближневосточные христианские общины, в том числе и католические, весьма высоко оценивают миротворческую роль Московского Патриархата. Подтверждением этому может служить, например, состоявшаяся в октябре 2013 года встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с делегацией сирийских иерархов, в том числе представителей Мелькитской и Маронитской Церквей. Не менее заметными событиями стали недавние визиты в Москву Патриарха Маронитской Церкви кардинала Бешары Бутроса ар-Раи (февраль 2013 года) и Патриарха Сиро-Католической Церкви Иосифа III Юнана (июнь 2014 года).
В конце мая 2014 года Москву с официальным визитом посетил также Патриарх-Католикос Ассирийской Церкви Востока Map Дынха IV, а в конце октября − Патриарх Коптской Церкви Феодор II, у которых состоялись результативные встречи со Святейшим Патриархом Кириллом и представителями государственной власти. Большую работу в деле поддержки ближневосточных христиан проводит Императорское православное палестинское общество, с которым Московский Патриархат находится в тесном взаимодействии. Множество верующих в России откликнулось на призыв этой организации о сборе гуманитарной помощи для народа Сирии, который прошел по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Потеря христианского присутствия на Ближнем Востоке обернется лишь дальнейшей эскалацией напряженности и насилия. Уничтожение христиан стало долгосрочным фактором, разрушающим сложившийся баланс межрелигиозных отношений. Поэтому первоочередная задача − остановить агрессию экстремистов, чтобы стало возможным создание условий для мирной жизни христиан и представителей иных традиционных религиозных общин.
Англиканский каноник в Ираке Эндрю Уайт неоднократно заявлял об убийствах детей христиан в этой стране. В настоящее время Э. Уайт проживает в Иерусалиме