Монастырь Ставровуни на Горе Креста

Буланов Л.А.
На протяжении столетий путь паломников на Святую Землю пролегал через остров Кипр.

Здесь много достопамятных мест, которые хранят не только память об этих поездках, но и бесценные реликвии, прикоснуться к которым хотят очень многие православные.

По дороге из Никосии в Лимассол, в горах (668 м над уровнем моря) находится старейший монастырь на острове Кипр – Ставровуни (греч. «Гора Креста»). В монастырь допускаются только мужчины, хотя и женщинам стоит одолеть крутой подъем, чтобы полюбоваться открывающимся оттуда великолепным видом Троодосских гор и долины Месаория. Монастырь был основан императрицей Еленой, матерью Константина Великого в 327 году, которая оставила в монастыре часть Святого Креста, привезенного из Святой Земли.

Согласно преданию, на вершине горы Ставровуни, там, где сегодня возвышается храм монастыря, находилось языческое святилище. Это предание подтверждается существовавшим в раннехристианскую эпоху IV век обычаем воздвигать христианские храмы на местах языческих святилищ. Две статуэтки из известняка, найденные на территории монастыря, служат дополнительным подтверждением этого предположения. Преобладает мнение, что это языческое святилище было посвящено Зевсу Олимпийскому.

Гора, на которой находится монастырь, со времен античности до средневековья называлась Олимпом. Некоторые другие вершины Кипра также носили такое название. Очевидно, оно происходит от хорошо известных одноименных гор в Греции и Малой Азии, а пришло на Кипр вместе с переселенцами греками.

Страбону, известному греческому географу и путешественнику, мы обязаны первым упоминанием этой горы. Он называет ее Олимпом-на-Кипре, описывает ее характерные очертания, указывает местоположение – между городами Китионом и Амафунтой (между современной Ларнакой и Лимассолом).

Вслед за Страбоном именно эту гору Олимп упоминают Плиний старший, Клавдий Птолемей, армянский историк Моисей Хоренаци, епископ Евстафий Салоникский, кипрский монах св. Неофит Затворник, летописец XV века Леонтий Махера и другие. Название горы Олимп звучит и поныне в названии близ лежащей деревни Лимпия.

Однако с начала латинского правления на Кипре наряду с названием «Олимп» употребляется название «Гора Святого Креста» или «Гора Честного Креста», так как в монастыре хранилась частица святой реликвии. Во время оттоманского правления названия «Ставровуни» и «Гора Креста» окончательно закрепилась.

Предание о том, что именно на этом месте св. Елена, мать императора Константина Великого, заложила христианскую церковь, напрямую связывается с ее историческим путешествием в Палестину, целью которого было обретение Честного Креста и основание в святых местах христианских храмов. Ставшее известным благодаря историку церкви епископу Евсевию Кесарийскому и многим другим историкам IV-VI веков путешествие святой Елены состоялось в 326 году н.э. вслед за решением Первого Вселенского Собора в Никее в Византии, а также согласно желанию ее сына, Константина Великого.

После многих перипетий св. Елена обнаружила три креста: Господа нашего и двух разбойников, а также Святые Гвозди распятия Христова. Крест Господа был различен благодаря последовавшему чуду. Святой Макарий, архиепископ Иерусалимский, приказал приложить все три креста к телу умершей женщины, которое проносили в тот момент к месту погребения. Женщина восстала из мертвых от прикосновения третьего креста, который таким образом и распознали как Крест Господень. По приказу святой императрицы Крест был разделен пополам. Одна половина осталась в Иерусалиме, другую же св. Елена забрала с собой, возвращаясь в Константинополь. Что же касается оставшихся двух крестов, то св. Елена не могла различить, какой из них принадлежал раскаявшемуся разбойнику, что был справа от Господа нашего, а какой – нераскаявшемуся, находившемуся слева от Него. Поэтому она приказала разобрать кресты и собрать их вновь, поменяв горизонтальные перекладины. Таким образом, каждый крест содержал в себе часть креста покаявшегося разбойника. Один из этих крестов и стал даром императрицы церкви Ставровуни.

Миссия святой царицы в Палестину и Иерусалим, а также в другие провинции Восточной Римской империи продолжались около двух лет (326-328, или 329 гг.). И посещение Кипра св. Еленой может считаться частью этой миссии. Точных сведений о ней в исторических источниках того времени не имеется, как, впрочем, отсутствуют описания и других важных деяний императрицы. Известные сегодня источники датируются, начиная XII веком. Первый из них – хождение игумена Даниила (1106 г.) – содержит запись изустного предания, которое передавалось от поколения к поколению до этого времени. В этом случае, как и во многих других, лишь в преданиях сохранились сведения, которые иначе не дошли бы до наших дней  сквозь череду несчастий и бедствий, выпавших на долю Кипра и лишивших остров многочисленных сокровищ – наследия прошлых веков.

Согласно этому преданию, которое сохраняется и поныне, корабль благословенной императрицы по пути из Палестины в столицу империи Константинополь, куда она намеривалась привезти святые реликвии – свидетельства Страстей Господних и два креста распятых разбойников – вынужден был, спасаясь от бури, искать прибежища у южных берегов Кипра.

Экспедиция сделала остановку в дельте реки, известной в древности как Тетиос. Впоследствии в честь царицы она была переименована в Василопотамос. В соответствии с тем же преданием, Кипр в это время страдал от ужасной засухи. Тридцать шесть лет подряд на острове не было дождя, свирепствовал мор. Повсюду кишели ядовитые змеи. Эти бедствия вынуждали многих киприотов покидать остров в поисках убежища за пределами Кипра, чтобы выжить. В это время Ангел Господень явился св. Елене и возвестил ей Волю Божию: воздвигнуть христианские храмы на Кипре, что она уже сделала на Святой Земле, и в этих храмах оставить частицы Истинного Креста, дабы Крест Господа нашего прославляли на Кипре так же, как и в Палестине. Затем последовало и другое чудо: Истинный Крест силой Божией был перенесен на вершину горы Олимп. И тем самым было указано царице то место, где она должна была воздвигнуть храм в честь Святого Креста Господа нашего.

Покорная Воле Божией, св. Елена смиренно поднялась на вершину горы Олимп. Ее спутники и жители окрестных деревень разрушили стоявшее на горе языческое святилище и на его руинах воздвигли церковь во славу истинного Бога. Этой ранней церкви и принесла она в дар крест из древа крестов двух разбойников, как упоминалось выше, в центр которого была помещена частица Истинного Креста Господня и один из Священных Гвоздей. Когда это было исполнено, совершили благодарственный молебен и славословие Господу нашему.

На подъезде к монастырю Ставровуни

На подъезде к монастырю Ставровуни

Это же предание гласит, что св. Елена основала на Кипре еще несколько храмов (примером может служить церковь в деревне Тохни). Каждому из них она даровала частицы священных реликвий страданий Господа нашего. По ее личному приказу на Кипр из Малой Азии были привезены кошки.

Судно с ними причалило к берегу в местечке, которое и поныне известно как Капо Гата (Мыс Кошек). Кошки, выпущенные на иссушенную землю острова, должны были истребить множество змей. Вернувшись в Константинополь, св. Елена споспешествовала возвращению на родину киприотов, которые покинули остров из-за продолжительной засухи.

Известный кипрский летописец Леонтий Махера (XV век) собрал воедино и записал изложенное выше предание в своем известном «Повествовании о возлюбленной Кипрской земле, именуемом Хроника». Этот труд опирается на более ранние источники византийского периода.

После всех описанных событий Кипр преодолел экономические бедствия и испытал духовное возрождение. Дожди, прошедшие по промыслу Божьему после обретения на Кипре Истинного Креста, преобразили остров. Духовное же возрождение многострадальный кипрский народ обрел в своем стремлении к истинной вере, благословенной Господом через силу Распятия.

Изложенные выше события живут в предании, глубоко запечатлены в сознании народа Кипра. Память о равноапостольных Константине и Елене, основателях святой церкви Ставровуни, благоговейно почитается повсюду на острове. Их имена носят многие его жители.

Вид Троодосских гор и долины Месаория

Вид Троодосских гор и долины Месаория

Память о посещении Кипра царицей Еленой и об основании ею монастыря Святого Креста на горе Ставровуни увековечена древней надписью, выгравированной на камне, который находится в кладке стены коридора, идущего от главной церкви параллельно северной стене монастыря.

Камень с этой надпись был обнаружен во время ремонта главной церкви, которой проводился после пожара в июле 1888 года. Специалисты считают, что надпись датируется XIV-XVII вв.

«Победные трофеи принадлежат Господу Всевышнему. Те, которые даруют победу, освящены благодатью превознесенного Константина, Ибо ему одному довелось принять победоносное оружие (Крест), Которое страшно как на небесах, так и на земле. Им легион врагов был повержен .И его мать (св. Елена) воздвигла храм великолепный, Любовью явив Господню, которая Крестом в веру обращает. Храму этому подарила она частицу Божией награды, Исполненной во всем благодати. О китийцев  (кипрский) остров, владея таким трофеем, Гордися им и богатей, и врагов твоих побеждай. Креста благодатью, о Царица (острова), удостоенная достигнуть небес».

Икона «Распятие Христа», приобретенная председателем Кипрского отделения в монастыре Ставровуни

Икона «Распятие Христа», приобретенная председателем Кипрского отделения в монастыре Ставровуни

Икона «Воскресение Христа», приобретенная председателем Кипрского отделения в монастыре Ставровуни

Икона «Воскресение Христа», приобретенная председателем Кипрского отделения в монастыре Ставровуни

Первые упоминания о монастыре относятся к периоду, который для Кипра являлся поздневизантийским, а именно к XI-XII векам. Их немного, всего лишь три, и они имеют общий характер. Однако эти упоминания проливают некоторый свет на суть событий и являются связующим звеном в истории монастыря с момента его основания до этой эпохи.

Впервые, в 1092 году, о монастыре говорит Анна Комнина, дочь византийского императора Алексея I Комнина (1081-1118 гг.). В своем известном историческом труде под названием «Алексиада», повествуя о Кипре и сепаратистском движении «дуки Рапсоматиса», она описывает, как мятежного правителя острова преследовали императорские войска под командованием Мануила Вутомита.

Спасаясь от них, князь Рапсоматис «… поднялся на гору между(Никосией и Лимассолом) и там нашел убежище в древнем храме, посвященном Истинному Кресту Господню».

Другими словами, Рапсоматис пытался скрыться в Ставровуни, где и был схвачен.

Это упоминание имеет особую важность, поскольку доказывает, что церковь Истинного Креста считалась древним сооружением еще в XI веке, и, возвращая нас преданию о возникновении обители в самом начале византийской эпохи, подтверждает достоверность старинного предания об основании монастыря св. Еленой.

Вскоре после этого, в 1106 году, монастырь посетил русский православный архимандрит игумен Даниил, который совершал паломничество по христианскому Востоку. Он оставил следующее описание горы Ставровуни, храма и монастыря: «Ту есть гора высока зело, и на той горе… св. Елена царица поставила крест кипарисен, на прогнание бесов, и всякому  недугу на исцеление, вложила в онь крест Честный Гвоздь Христов, и бывают на месте том знамения и чудеса многа. Стоит на воздухе сей Крест, ничем не скреплен с землею, токмо Духом Святым держится… И ту недостойный аз поклонился святыне той чудесной, и видех очима своима грешными благодать Божию, сущу на месте том, и проходих остров той добре».

Свидетельство игумена Даниила имеет особую значимость еще и потому, что он описывает чудо парящего в воздухе Креста, которое видел собственными глазами. Это первое датируемое упоминание о чуде парения также описываемое очевидцами вплоть до конца XV столетия. С этим чудесным явлением – Крестом, который парит в воздухе силой Божественной благодати, связано также и имя монастыря «Монастырь Честного парящего Креста». Такое особенное название обители сохраняется в некоторых письменных источниках до 18 века.

В 1191 году английский король Ричард I Львиное Сердце захватывает Кипр. Вскоре остров был продан рыцарям Ордена тамплиеров, но Орден возвращает его Ричарду, и тот снова продает его, теперь Ги де Лузиньяну, лишившемуся трона Иерусалимского короля. Он и основал королевскую династию Лузиньянов на Кипре. Таким образом, произошло окончательное административное и политическое отделение Кипра от Византийской империи.

Созданная на острове иерархическая система католической церкви стремилась через суровую и фанатичную политику латинизировать коренное православное население. В дополнение к издевательствам, преследованиям, репрессиям и различным ограничениям, которым с самого начала этого периода папские завоеватели подвергли местную православную церковь, особо жестокие меры были предприняты в отношении православного монашества Кипра. Их политика была направлена не только на создание многочисленных монашеских обителей, но и на конфискацию и использование известных православных святынь и монастырей с целью поднять свой авторитет и получить материальные блага. Монастырь Святого Креста никоим образом не был исключением.

Православные монахи были удалены из монастыря, хотя точная дата и подробности этих событий не известны. Обитель была передана во владение ордена св. Бенедикта. Бенедиктинские монахи из знаменитого монастыря св. Павла Антиохийского в Сирии находили убежище в Ставровуни как до захвата Антиохи мусульманами в 1268 году, так и после. В связи с этим к началу XIV века обитель обрела двойное название: «Монастырь св. Павла Антиохийского, бывший монастырь Истинного Креста».

До 1474 года бенедиктинцы оставались насельниками монастыря, который находился под папской юрисдикцией вплоть до конца латинского правления. С 1424 года Кипр переживает ряд нашествий египетских мамлюков, наиболее опустошительным из которых стало вторжение 1426 года. Войска кипрского короля из династии Лузиньянов Януса были разгромлены исламскими захватчиками. Силы мусульман разграбили монастырь Святого Креста наряду с другими местами.

Вскоре Кипр переходит во власть венецианцев. Годы правления Венецианской Республики свидетельствуют об относительном улучшении отношений между православной церковью и католиками, начавшемся в последние годы правления Лузиньянов. Как и многие их предшественники во времена правления Лузиньянов, католики не проживали в монастыре, а лишь приобретали титул аббата в соответствии с папскими указами.

Свидетельством процветания монастыря в этот период стало строительство подворья св. Варвары, которое действует до сих пор у подножия горы Ставровуни. Первоначальная церковь и сохранившиеся внутри апсиды алтаря фрески относятся к концу XV- началу XVI веков.

В 1491 году сильное землетрясение вызвало значительные разрушения также и нанесло большой урон монастырю. Разрушение часовни позади алтаря храма, в которой Истинный Крест чудесным образом парил в воздухе, особо подчеркивается в некоторых источниках. И в самом деле, чудо парения прекратилось приблизительно в это время. В память об этом чуде Крест был подвешен на стене вновь отстроенной часовни.

С 1521 по 1570 годы монастырь одновременно населяли и католические, и греческие православные монахи. Римская католическая церковь, желая непосредственно контролировать положение дел, направляет в монастырь штатных клириков как своих представителей. Несмотря на это, среди православных монахов Ставровуни никогда не проявлялась какая-либо постыдная склонность к униатству. Они имели свою отдельную часовню для отправления богослужений.

В этот период венецианские правители, без сомнения, ожидали нападения турок, поэтому для обеспечения обороны острова в стратегически важных точках Кипра строились наблюдательные пункты. Венецианцы, зная об исключительном преимуществе вершины горы Ставровуни, откуда можно обозревать практически все южное побережье Кипра, установили в монастыре свой наблюдательный пункт.

Книга, подаренная председателю Кипрского отделения Л.А. Буланову игуменом Афанасием

Книга, подаренная председателю Кипрского отделения Л.А. Буланову игуменом Афанасием

Книга, подаренная председателю Кипрского отделения Л.А. Буланову игуменом Афанасием

Книга, подаренная председателю Кипрского отделения Л.А. Буланову игуменом Афанасием

После захвата турками-оттоманами Константинополя (1453 г.), а затем и всего Восточного Средиземноморья, Кипр оставался наиболее передовым бастионом латинян после их завоеваний на Востоке. Несмотря на то, что венецианские власти острова платили ежегодную дань Оттоманской империи, захват Кипра турками был всего лишь вопросом времени.

В конце июня – начале июля 1570 года значительные силы турок-оттоманов высадились на острове, начав вторжение на Кипр. После напряженной военной кампании, которая продолжалась целый год, захват острова завершился падением Фамагусты в августе 1571 года, сопровождающаяся жуткой резней, грабежами, насилием и разрушениями.

На Кипре начался период оттоманского правления. С самого начала монастырь Святого Креста вкусил горькие плоды оккупации.

В начале июля 1570 года турки-оттоманы высадились под Пафосом затем двинулись на Лимассол. По пути в столицу 6 июля 1570 года они решают завладеть монастырем. Многие христиане искали спасения в стенах монастыря, и большинство из них, в том числе и несколько монахов, поверглись мученической смерти. Монастырь был разграблен и сожжен.

Какое-то время монастырь был заброшен. Но некоторые привилегии киприотам удалось получить у визиря, в том числе выкупать монастыри.

В 1588 году путешественники засвидетельствовали пребывание монахов в монастыре. Было отмечено, что часть обители была восстановлена, и в нем сохранились многие священные реликвии: частица Истинного Креста, осколок креста раскаявшегося разбойника и другие святыни.

Летом 1878 года на Кипре произошла неожиданная смена правителей.

Многострадальный кипрский народ поначалу принял это событие с радостью и оптимизмом. Но киприоты вскоре осознали, что британская аннексия принесла новые испытания для острова.

С началом британского правления монастырь Святого Креста опустел. В связи с этим епископ Китийский Киприан, человек деятельный, передал монастырь и подворье св. Варвары в управление эконому иеромонаху Иоанникию, уроженцу деревни Вавла. На этой должности Иоанникий подвизался до 1888 года.

Изображение Святыни Святого Монастыря Ставровуни: Серебряный Крест, содержащий часть Древа Честного Креста, подарок игумена Афанасия председателю Кипрского отделения

Изображение Святыни Святого Монастыря Ставровуни: Серебряный Крест, содержащий часть Древа Честного Креста, подарок игумена Афанасия председателю Кипрского отделения

Икона, подаренная игуменом Афанасием председателю Кипрского отделения ИППО Л.А.Буланову

Икона, подаренная игуменом Афанасием председателю Кипрского отделения ИППО Л.А.Буланову 

Монастырь имеет форму четырёхугольника, обращенного одной стороной к морю. До 1980-х годов он не имел водопровода и электроснабжения. В ходе длительных реставрационных работ были восстановлены фрески, украшающие монастырские храмы.

Главной реликвией монастыря является древний кипарисовый крест в серебряном окладе, содержащий частицу Животворящего Креста. Он установлен в специальной нише в южной части первого яруса иконостаса соборного храма в честь Воздвижения Честнаго Животворящего Креста.

С 1982 года монастырём Ставровуни управляет архимандрит Афанасий. Монастырь занимается производством ладана, качество которого ценилось с давних времён (о деревьях, с которых собирают смолу для приготовления ладана, ещё в XIII веке писал игумен Даниил). При монастыре существуют иконописные мастерские.

В 1996 году в рамках российско-кипрского выпуска почтовых марок серии «Культура православия» была выпущена марка с изображением монастыря Ставровуни.

31 октября 2009 года на Кипре на вершине горы Ставровуни у стен древнего монастыря IV века Святого Животворящего Креста состоялось торжественное открытие памятника, посвященного прибытию на Кипр первого известного русского паломника игумена Даниила (1106 г.). Его паломничество к святыням Кипрской земли положило начало духовным связям между народами Кипра и Киевской Руси. Освящение памятника совершил секретарь Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Егорьевский Марк, заместитель Председателя Императорского Православного Палестинского Общества.
В торжественной церемонии приняли участие посол России в Республике Кипр Вячеслав Шумский, братия обители во главе с настоятелем архимандритом Афанасием, представители православной общественности, члены общественных организаций соотечественников и др.

***
В 2006 году народы Кипра и России отметили 900-летие установления духовных связей, начало которым положил игумен Даниил. Во время своего паломничества на Святую Землю (1106–1107 гг.) он побывал на Кипре и посетил святые места острова.

Глубокое впечатление на паломника произвел монастырь Святого Креста на горе Ставровуни, основанный в IV веке святой равноапостольной царицей Еленой. Игумену Даниилу посчастливилось видеть чудо парящего Креста и молиться пред ним. О впечатлениях от своего паломничества игумен Даниил написал книгу «Хождение», в которой несколько разделов посвятил Кипру.

В 2006 году Русский православный образовательный центр на Кипре выступил с инициативой отметить 900-летие посещения монастыря Ставровуни игуменом Даниилом и провести фестиваль «Единство», что было поддержано Российским центром науки и культуры. Проведение фестиваля благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

15 мая 2006 года состоялось открытие фестиваля «Единство» на горе Ставровуни. В ходе торжественного мероприятия было предложено увековечить юбилей в российско-кипрских отношениях сооружением на вершине горы Ставровуни памятника. Игумен Афанасий и братия монастыря дали согласие и высказали пожелания по проекту памятника.

Был создан организационный комитет, в который вошли: посол России в Республике Кипр Андрей Нестеренко, директор Российского центра науки и культуры Роман Вавилов, руководители Образовательного центра на Кипре Валерий и Наталия Зыковы.

Проект памятника – плод коллективных усилий русскоговорящего сообщества Кипра. Каждый соотечественник мог на страницах русскоязычного еженедельника «Европа-Кипр» выступить с предложением или высказать свое мнение.

Вид памятника первому русскому паломнику на Святую Землю игумену Даниилу

Вид памятника первому русскому паломнику на Святую Землю игумену Даниилу

Памятник представляет собой камень, напоминающий своими очертаниями святую гору Ставровуни. Над ним возвышается русский восьмиконечный крест – символ посещения Кипра и монастыря Ставровуни игуменом Даниилом и русскими паломниками последующих поколений.

Памятник, посвященный прибытию на Кипр первого известного русского паломника игумена Даниила (1106 г.)

Памятник, посвященный прибытию на Кипр первого известного русского паломника игумена Даниила (1106 г.)

Надпись на камне призвана отметить личный вклад игумена Даниила в установление духовных контактов между братскими православными народами: «В ознаменование 900-летия паломничества в монастырь Ставровуни на святой Кипрской земле игумена Даниила, положившего начало духовным связям народов Кипра и Киевской Руси, от благодарных потомков (1106-2006)».

Материал подготовил председатель Кипрского отделения ИППО Леонид Буланов. Фото из архива Отделения.

Поделиться: