Обитель Богородицы Троодитиссы
Русский странствующий монах Василий Барский, посетивший эти края в самом начале XVIII столетия, назвал святую обитель, приютившуюся у одного из порогов горной реки Диаризос, «райским» монастырём – так умиротворенно пели вокруг птицы, такое спокойствие дарили густые леса, словно защищавшие её обитателей от мирской суеты…
Позднее, уже в XIX веке, французский геолог Альберт Горди, побывав на острове, писал, что Троодитисса – кусочек Щвейцарии, перенесённый под небо Сирии. И хотя сравнение Кипра с Сирией выглядит довольно условным, одно можно сказать с уверенностью: святое место в горах Троодоса, благословлённое самой природой, имеет и Божие благословение. Это подтверждает сама история святой обители, хранящей в своих стенах одну из известных икон Божией Матери, дарующую чудо новой жизни, её продление и спасение.
По легенде, будущий основатель Троодитиссы бежал из Константинополя в трудные времена иконоборчества, приблизительно в середине VIII столетия. Вместе со спасённой им иконой Богоматери кисти самого апостола Луки он нашёл убежище на острове, бывшем тогда в стороне от политических и религиозных распрей Византийской империи. Так и оставшись неизвестным, смиренный монах прожил 25 лет в монастыре Святого Николая, покровителя котов, в Акротире, близ Лимассола. Именно оттуда он отправился на путеводный свет, который уже несколько месяцев лился из непроходимых тогда лесов Троодоса. Ночью во сне ему явилась Богородица и повелела поместить спасённую им икону в расщелине дикого утеса. Утром, обнаружив в скале пещеру, страж Божий поселился в ней, бережно оберегая священный образ.
Вскоре его одиночество разделили присоединившиеся к нему последователи-отшельники. Святое место, где малоазийский монах провел всю оставшуюся жизнь, до сих пор носит одноимённое с монастырем название. Найти его совсем несложно: пройдя всего несколько десятков метров по дороге в сторону Платреса, а затем, чуть поднявшись по тропинке в гору, под разрушенной временем скалой, в увенчанной крестом пещере находится маленькая, с каменными стенами келья. Пустая мраморная гробница в глубине помещения напоминает о том, что в середине XX века в ней была найдена могила с останками двух монахов. Здесь перед иконой Божией Матери всегда мерцает огонек свечи в память об отшельнике, совершившем подвиг во имя веры.
Начало истории святой обители Троодитиссы связывают с концом первого тысячелетия (990 год), именно тогда и был обретён чудесный образ Богоматери. Но своё постоянное место икона обрела лишь спустя 250 лет, когда монахи построили здесь церковь, освятив ее именем Пресвятой Богородицы. Время основания монастыря доподлинно известно, никаких документальных свидетельств о его судьбе до конца XVI столетия не сохранилось. Существуют лишь разрозненные сведения о том, что святая обитель дважды страдала от лесных пожаров, а затем вновь отстраивалась и возрождалась.
К началу XVIII века монастырь практически опустел. Побывавший тогда в нём Василий Барский нашёл здесь всего лишь одного монаха, с трудом поддерживавшего обедневшую обитель. Однако увиденное не помешало Барскому почувствовать благословенный характер этих мест и назвать их «райскими». И он оказался прав: милость Божия не оставила святую обитель. И уже из воспоминаний известного путешественника Хакета мы узнаем об окрепшем в XIX столетии монастыре и десяти насельниках, проживавшем на тот момент в нём. И, хотя в XX веке численность монашеской братии существенно не увеличилось, территория комплекса интенсивно застраивалась. Стало больше гостевых помещений, отреставрировали старые постройки, возвели новые, которые по традиционному принципу монашеских хозяйств создавались из местного камня, обилием которого всегда славился остров.
Из-за особенностей горного рельефа монастырское строение слегка вытянуто, а его черепичная крыша усеяна каминными трубами. Ведь высокогорный климат Кипра даже в теплое время года отличается от равнинного. Сегодня на территории комплекса несколько церквей. Среди них предвратный храм Святого Неофитоса, расположившийся слева от дороги, ведущей к монастырскому комплексу, небольшая церковь в честь Святого Афанасиоса, Патриарха Александрийского и святого Кириллоса и совсем крошечная церквушка с двускатной остроконечной крышей, посвящённая одному из великих двунадесятых христианских праздников «Сретение Господне».
Главный монастырский храм, носящий имя Богоматери Троодитиссы, обрел свой современный облик в 1731 году. Его вместительное трехнефное пространство традиционно венчает высокая черепичная крыша, опирающаяся на деревянное перекрытие, которое хорошо просматривается изнутри. Художественное наследие святой обители трудно переоценить. В огнях пожаров и в сложные годы запустения монахи сумели сохранить своё самое главное достояние – чудотворный образ Богородицы. Знаменитая старинная икона украшает сегодня золоченый иконостас ручной работы, занимающий всю ширину просторного храма.
Искусный резчик Хаджидимитриу Тальодору из Никосии создал своё творение в 1844 году, и его по праву можно назвать памятником кипрского прикладного искусства. Всё богатство церковной символики широко представлено в резном обрамлении святых икон. Здесь и ангелы, и архангелы, и херувимы, крылатые львы и драконы, обилие виноградной лозы с птицами, клюющими грозди. Лики святых слегка подсвечиваются лампадами, которые по традиции держат крылатые драконы и райские птицы. Ажурной резьбой украшен и шестигранный амвон, сияющий позолотой и многоцветием. Он настолько завораживает красотой, что сразу представляется священник в праздничной ризе, медленно поднимающийся по ступеням, придерживаясь перил на витых колоннах, чтобы провозгласить страждущим Слово Божие.
Возвышаясь над полом, амвон не только украшает церковь и служит местом для проповеди, но и содержит на своих гранях святые образы Христа во Славе и евангелистов, написанные во второй половине XIX столетия.
За амвоном в специальном деревянном ларце хранится вышитое золотом надгробное покрывало работы русских мастеров, подаренное игумену монастыря в самом начале прошлого века. Справа, на ажурном аналое, выполненном рукою талантливого резчика Ираклидиоса, размещена икона Божией Матери, именуемая «Госпожа ангелов». На коленях святой Марии младенец Иисус, а за троном склонились два ангела, прекрасные и смиренные. Тонко проработанный серебряный оклад открывает только лики, написанные мягко, с чувством необыкновенной нежности.
Святой образ был создан в середине прошлого столетия смиренным монахом Афанасиосом, ставшим позднее настоятелем монастыря. Судьба иконы складывалась непросто: десять лет спустя, она при загадочных обстоятельствах тайно исчезла из священной обители, а уже через год была обнаружена рядом с пещерой, в которой долгие годы неизвестный отшельник оберегал чудотворный образ Богородицы Троодитиссы.
Изображение иконы, именуемой Троодитисса (Троодосская)
Большинство икон храма датируется XVIII и XVII столетиями. Наиболее значительными считаются изображения Иисуса Христа и Девы Марии, Иоанна Крестителя и архангелов Михаила и Гавриила.
В праздничном ряду иконостаса представлены более ранние иконы. Они относятся к XVI веку и отмечены влиянием итальянского искусства, что нередко характеризует живописные произведения периода венецианского правления на острове. Среди них выделяется «Торжество Православия» — праздник, который был установлен при царице Феодоре и патриархе Мефодии в середине IX столетия. Утихли иконоборческие споры и утвердилось православное учение о почитании изображений Христа, Богородицы и святых великомучеников. Со старинной иконы храма Богородицы Троодитиссы на нас взирают патриарх Мефодий в венце, отрок – царь Михаил и его мать, императрица Феодора, со святыми образами в руках. С тех давних времен праздник Торжества Православия отмечается ежегодно в первое воскресенье Великого Поста.
Справа от иконостаса датированный концом XVIII столетия образ Богоматери кисти известного критского художника Иоанниса Корнадо, чьи работы часто встречаются в разных церквях и музейных коллекциях Кипра. На руках Марии, сидящей на троне и коронуемой ангелами, фронтально выписан младенец Христос. Икону полностью покрывает изящный серебряный оклад, и лишь маленькая приоткрытая дверка в центре его позволяет паломникам чуть прикоснуться к святому образу.
Все внутреннее убранство храма, разделённого арочными проемами на три нефа, сравнительно недавно дополнили росписями. Их создатель, талантливый художник из Никосии Фивос Ираклеос, продолжая лучшие традиции фресковой живописи древних византийский мастеров, напоминает нам о неразрывной связи времен, о вечности христианских идеалов и о нашей сопричастности к ним.
Знаменитый образ Богородицы Троодитиссы, по преданию написанный апостолом Лукой уже после Успения Богоматери и обретённый по Божиему знамению, занимает сегодня самое почетное место в иконостасе главного монастырского храма – слева от Царских Врат. Долгое время чудотворная икона была закрыта драгоценным окладом, и лишь сравнительно недавно паломники получили уникальную возможность лицезреть святой образ.
Богородица и ее Божественный Младенец изображены здесь в богато орнаментированных одеждах, по-восточному изысканных и по-византийски пышных, что придает иконе особую торжественность. Возвышенный настрой подчёркивают и два ангела, поддерживающие легкую царственную корону Девы Марии. Благословляющий младенец, увенчанный крестчатым нимбом, несмотря на роскошные одежды, изящные сандалии, выглядит сдержанно и строго. Именно сдержанность характеризует этот образ, относящийся к иконографическому типу Одигитрии (Путеводительница), отличая его от эмоциональной и лиричной Элеусы (Милостивая). И, словно компенсируя иконную строгость Богородицы из Троодоса, история ее чудес поражает нас своей человечностью, необыкновенной любовью к людям и щедрой заботой о них – всем тем, что мы порой и называем чудом, забывая, что Святая Дева призывает нас своим примером творить добро на земле. Бесчисленные истории о сотворенных Богородицей Троодитиссой чудесах хранят монастырские предания.
Сегодня рядом с иконой Богоматери хранится накрытый красным сукном кожаный пояс, украшенный драгоценными серебряными с позолотой застежками. Его подарила монастырю во второй половине XIX столетия неизвестная женщина, пожелавшая возблагодарить Деву Марию, вернувшую ей радость материнства. Со временем пояс сам стал чудотворным, и многие убеждены, что он лечит не только бесплодие, но и другие заболевания.
Напоминает о чуде и невзрачный серый камень, видимый лишь с обратной стороны иконы. Его историю впервые поведал миру русский монах Василий Барский, посетивший святую обитель в начале XVIII столетия. В ней рассказывается о том, как несчастные родители тяжело больного ребенка, обратились за помощью к Богородице, пообещав, что в случае выздоровления мальчик останется служить в обители Богу. Их молитвы были услышаны, и свершилось чудо. Однако родители, нарушив обет, решили тайно забрать сына. И в тот момент, когда у них сформировались ложные мысли, со старой церковной стены сорвался камень и полетел прямо на ребенка. Внезапно икона Богородицы наклонилась вперед, прикрыв мальчика и приняв удар на себя. С тех пор невзрачный камень на обратной стороне святой иконы, сам обретя чудотворные способности, стал одной из храмовых реликвий и знаком заботы Девы Марии о страждущих.
Чудом, пусть незаметным, но ежедневно свершающимся, можно назвать подвижническую жизнь 14 монахов, несущих сегодня «стражбу Божию» в святой обители Богородицы Троодитиссы. Эти люди отказались от мирского благополучия во имя служения Господу и во имя спасения всех человеческих душ. Начиная каждый свой день задолго до рассвета, в своих скромных кельях просят они милости для всех нас, ещё сладко спящих в теплых постелях.
После ежедневной утренней службы в монастырском храме, приняв традиционно скромную для монашеской братии пищу, насельники добросовестно исполняют свои земные обязанности. Они пишут иконы, выпекают хлеб, ухаживают за территорией и монастырскими храмами, сочетая всё это с постом и молитвами. Важной работой в святой обители считается возделывание земли. Отвоёванные у гор и засаженные сельскохозяйственными культурами и фруктовыми деревьями маленькие узкие полоски земли кормят общину, а посему обрабатываются с усердием, любовью и вдохновением.
В монастырских садах цветут благоухающие розы, из лепестков которой монахи создают знаменитую розовую воду, применяя традиционный способ дистилляции для получения уникального аромата. В свободное время, которого у здешних обитателей очень немного, они сопровождают паломников и гостей монастыря, без устали рассказывая им о великом множестве чудес, дарованных покровительницей их обители – Пресвятой Девой Марией, «живущей в горах Троодоса».
Информацию подготовил председатель Кипрского отделения ИППО Леонид Буланов