Храм Алексия, Человека Божия, в Красном селе
Ещё до рождения у первого русского царя Михаила Феодоровича Романова сына Алексия имя это было известно. Но только при Алексии Михайловиче впервые была составлена служба святому Алексию, человеку Божию, а в Москве и других городах стали появляться новые храмы в честь святого Алексия.
Храм Алексия, Человека Божия, построен в Красном селе в 1853 году, в одном из старейших подмосковных поселений, существовавшем уже в XII—XIII веках. Первые летописные упоминания о Красном селе относятся к 1480 году. Село было расположено у древней Стромынской дороги. Эта дорога шла из Москвы через сёла Преображенское и Черкизово в село Стромынь (Ногинский район, Московская область) и далее на Владимир и Суздаль. Своё название село получило по расположенному в нём Великому (Красному) пруду, площадь которого равнялась площади Московского Кремля (23 га).
К началу XVII века село становится большим и густонаселённым. В записях шведа Петра Петрейя, побывавшего в Москве в 1608–1611 годах, говорится, что «близ Москвы лежит большая деревня, в которой до 700 крестьян и ремесленников, она называется Красное село». В середине XVIII века село входит в черту города и становится окраиной Москвы.
В 1837 году из центра на окраину Москвы, в Красное село, был переведён Алексеевский монастырь. Первым храмом монастыря стала местная приходская церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня с приделом во имя Тихвинской иконы Божией Матери. В 1841 году в ней был освящён придел в честь преподобного Алексия, Человека Божия.
Центральным храмом как Алексеевского, так и Ново-Алексеевского монастыря являлся храм Алексия, Человека Божия. В Алексеевском монастыре это был построенный в 1634 году двухшатровый храм – шедевр архитектуры XVII века. Для его возведения были приглашены ведущие русские архитекторы того времени Антип Константинов и Трифон Шарутинов. Через два года они принимали участие в возведении Теремного дворца. Алексеевский храм был разобран в 1838 году во время подготовительных работ, предшествовавших строительству Храма Христа Спасителя.
В 1853 году в самом центре монастырских земель Ново-Алексеевского монастыря был построен храм преподобного Алексия, Человека Божия. Автором его проекта стал известный московский архитектор Михаил Доримедонтович Быковский. По его же проекту монастырь был обнесён красивой стеной с башнями.
Основной объём храма представляет собой прямоугольник, вытянутый с востока на запад. С восточной стороны он завершается полуциркульными апсидами, а в центре западного фасада расположен ризалит. Храм венчает огромный купол на широком световом барабане, высота которого практически равна высоте основного объёма.
Внешняя отделка храма получилась очень богатой. Она выполнена по мотивам древнерусского зодчества XVI–XVII веков. Фасады храма украшены декоративными колонками, а завершаются они развитой системой килевидных аттиков разной величины.
Богатым было и внутреннее убранство храма, так как из прежнего Алексеевского монастыря в новый были перенесены многочисленные святыни, бережно сохранённые с древних времён. Среди этих святынь можно отметить чудотворные списки с икон Божией Матери: Тихвинская, Грузинская и Целительница. Две последних, после закрытия храма, были переданы в храм Воскресения Христова в Сокольниках. Также в храм были переданы многочисленные дары, преподнесённые прежнему Алексеевскому монастырю царской семьёй и знаменитыми людьми. Среди них была лампада 1630 года – дар Патриарха Филарета Никитича, кадило – дар царя Михаила Феодоровича, серебряный ковш – дар царя Алексия Михайловича. А в библиотеке монастыря можно было найти редкие экземпляры церковных книг. Например, здесь хранились Евангелие 1630 года и Требник Петра Могилы.
День памяти Алексия, Человека Божия, – 30 марта.
История святого Алексия известна только из житийной литературы. Древнейший текст жития (в нём Алексий умирает в Эдессе) был написан в Сирии на основе устного предания во второй половине V – начале VI веков. Около IX века появляется греческая версия жития, в которой Алексий возвращается в Рим.
Согласно житию, Алексий родился в знатной римской семье. Его родители сенатор Евфимиан и Аглаида были благочестивыми христианами, помогавшими обездоленным и нуждающимся. Для своего сына родители выбрали невесту из знатной фамилии. В ночь после обручения Алексий, оставшийся со своей невестой наедине, отдал ей поясную пряжку и обручальное кольцо, сказав: «Сохрани это, и да будет между тобою и мною Господь, доколе не обновит нас Своей благодатью». После этого он покинул родной дом и отплыл на корабле на Восток.
После прибытия в Лаодикию Сирийскую (сейчас Латакия в Сирии) Алексий пристал к погонщикам мулов и добрался с ними до Эдессы (сейчас Шанлыурфа в Турции). Здесь Алексий раздал остатки имущества, оделся в лохмотья и стал просить милостыню. В течение последующих семнадцати лет Алексий жил милостыней, питался только хлебом и водой, а все ночи проводил в бдении и молитве. За эти годы святой так изменился внешне, что слуги, посланные его родителями на розыски пропавшего сына и посетившие в том числе Эдессу, подали ему милостыню, но не узнали его.
По истечении семнадцати лет подвижничества молва о святости Алексия широко распространилась по всей Сирии. Более того, эдесскому церковному сторожу сама Пресвятая Богородица указала на Алексия как на святого. От почитаемой чудотворной иконы Богоматери (позднее получила название Мадонна ди Сант-Алессио) ночью раздался глас, назвавший Алексия человеком Божиим. Так продолжалось несколько ночей подряд. Смущённый оказываемым ему всенародным почтением Алексий тайно бежал из Эдессы, намереваясь на корабле переправиться в Тарс. Но корабль попал в бурю и через много дней был прибит к итальянским берегам.
Никем не узнанный Алексий вернулся в Рим и пришёл в свой родной дом. Его родители не узнали сына, но позволили ему остаться в их доме. Алексий жил в каморке под лестницей, и к нему был приставлен слуга, которому было приказано кормить странника пищей с хозяйского стола. Остальные слуги из зависти исподтишка оскорбляли Алексия, но он принимал оскорбления со смирением. Живя в богатом доме, Алексий продолжал пребывать в непрестанном посте и молитвенном бдении. Наиболее тяжким испытанием для святого было слышать рыдания его матери и невесты, продолжавших его оплакивать. Так прошли ещё семнадцать лет.
В 411 или 417 году во время воскресной Литургии в соборе святого Петра глас Божий указал молящимся: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». В следующий четверг тот же глас указал народу: «В доме Евфимиана человек Божий, там ищите». Император Гонорий и папа Иннокентий I напрасно спрашивали Евфимиана – он ничего не знал о живущем в его доме праведнике. И лишь тогда приставленный к Алексию слуга рассказал Евфимиану о подвижничестве Алексия.
Евфимиан, поспешно вернувшись в свой дом, не застал Алексия в живых. Лицо усопшего сияло, а в руке у него был некий свиток. Напрасно Евфимиан и домашние пытались изъять свиток из рук святого. Только когда прибывший в дом Папа Иннокентий I испросил у святого позволения прочесть свиток, рука Алексия разжалась. Из свитка присутствовавшие узнали о том, кем на самом деле был человек Божий.
Тело Алексия было выставлено для прощания на площади, и при его гробе произошли многочисленные исцеления. Папа и император лично несли тело святого в погребальной процессии и похоронили его в церкви святого Вонифатия на Авентинском холме.
Святому Алексию молятся об избавлении гордыни (он имел глубокое смирение), от привязанности к благам мира, от сребролюбия, а также о родителях, чрезмерно скорбящих об избрании чадом иноческого пути.
Автор: председатель Кипрского отделения ИППО Л. А. Буланов и секретарь Кипрского отделения Н. А. Плешакова