Сокровенная Каппадокия
Несколько тысячелетий назад два возвышающихся здесь, в центре современной Турции, вулкана – Эрджиес и Хасандагы – извергли на поверхность земли чудовищное количество огнедышащей лавы, превратившейся в мертвое, каменное море, в некоторых местах достигавшее глубины ста метров. На протяжении веков дожди, ветер и землетрясения, разрушая и все глубже размывая лаву, творили из туфа невиданные каменные изваяния. В результате этого «коллективного творчества» возник уникальный, фантастический природный пейзаж. Гигантские стелы, конусообразные пирамиды, застывшие каменные волны, реки и водопады, увенчанные «шляпками» грибы, трехэтажные «скульптуры» мистических животных, таинственные, бездонные пещеры.
Василий Великий родился около 330 г. в Кесарии, административном центре Каппадокии. Он происходил из известного знатного рода. Образование Василий получал у лучших учителей Кесарии, а затем – в школах Константинополя и Афин. Он получил глубокие познания в философии, астрономии, математике, медицине и правоведении. В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба. Возвратившись в 357 году в Кесарию, Василий вступил на путь аскетической жизни, а затем после смерти отца принял крещение и отправился в путешествие по Египту, Сирии и Палестине к великим христианским подвижникам.
Василий Великий. Мозаика Софийского собора в Киеве
Фреска храма Святого Иоанна в Гюльшехире» (фото Г. Юдина)
О жизни простых монахов Каппадокии осталось очень мало письменных воспоминаний. Это объясняется бесконечными войнами и набегами восточных соседей, которые с неистребимым желанием пытались завоевать эту землю и уничтожить культуру её народа. Однако Георгию Юдину удалось в своем труде собрать уникальный материал о сокровенной жизни каппадокийских монахов. Они уходили в местные пещеры не от родных, не от «мира» — как творения Божия, но от падшего, греховного мира, погрязшего в пороках, уходили не потому, что ненавидели мир и живущих в нем, а оттого, что любили его. Тысячи местных людей спасались вокруг монахов-подвижников, они испытывали на себе благотворное влияние монашеской жизни, проходившей у них на глазах. Она была для них неким нравственным эталоном. И этим Каппадокия похожа на Русь эпохи Византии, где именно на этот эталон была в значительной степени ориентирована жизнь общества.
Взаимопроникновение культур многих народов: греков, коптов, армян, грузин и других – породило особую, ни на что не похожую скальную храмовую архитектуру, а также уникальную, не имеющую аналогов в мире по разнообразию стилей, фресковую живопись. Книга Георгия Юдина содержит более 600 уникальных фотографий редчайших, ранее неизвестных подземных городов, пещерных храмов и фресок.
Все скальные храмы Каппадокии удивительно гармоничны. Камерность, неброская и уютная атмосфера пещерных храмов говорит о том, что они создавались с расчетом на то, что храмы эти – сокровенная тайна, о которой никто не узнает. Во многих алтарях каппадокийских храмов сохранились монолитные престолы и прообразы современных иконостасов. Во многих храмах расписан только алтарь, а потолок храмовой части занимает большой крест, символизирующий просвещение всего мира светом христианства. Целиком сохранившихся фресок здесь не встретить, поскольку Каппадокия с XV века принадлежала Османской империи. Фанатичные исламисты повсеместно уничтожали лики святых на храмовых фресках, бросая в них камнями, что на Востоке является излюбленным способом поругания чего-либо. Несмотря на это, все храмы торжественны и монументальны и до сих пор сохраняют святость происходивших здесь Таинств.
Центр Каппадокии – Гёреме. Это высокий холм, уникальный скальный комплекс, объединивший в себе несколько пещерных храмов, таких как «Змеиная», «Сандальная», «Яблочная», «Тайная», и наконец, «Темная церковь», поистине богатая духовными шедеврами. К примеру, удивительное свечение исходит от великолепной фрески «Преображение Христово». Застыв перед ней, невольно ощущаешь себя свидетелем того евангельского чуда.
Роскошное, в духе старинной рукописной книги, оформление и совершенная печать выделяют эту редкую книгу. Книга украшена редчайшей древней миниатюрой и орнаментикой византийских и армянских художников X–XIV веков, что придает изданию вид старинного, антикварного манускрипта. Высококачественная цветная съемка так называемых «лунных пейзажей» Каппадокии с многочисленными скальными монастырями, расписанными уникальными по своим художественным достоинствам фресками. Все это в сочетании с прекрасной зарубежной полиграфией станет дорогим украшением вашей библиотеки.
Любителям истории, культуры и христианского искусства книга откроет совершенно уникальный мир древних, совсем недавно открытых подземных городов и расписанных непревзойденными фресками скальных монастырей III–XI веков. Альбом дорог, но то, что в нем, бесценно.
Православная книга России